В похоронных бюро Поднебесной гигантские очереди. Фото Reuters
Всю неделю приходили новости о новых послаблениях в контактах граждан и торговле РФ с Китаем. После того как Поднебесная 8 января начала отмену антиковидных ограничений, закончив тем самым трехлетний период нулевой терпимости к COVID-19, возобновилось пассажирское сообщение через автомобильные пункты пропуска на Дальнем Востоке, пошли регулярные рейсовые автобусы. Водителям грузовых автомобилей вместо обязательной перецепки в пунктах пропуска начали разрешать проезд до китайских приграничных населенных пунктов.
Китай стал теперь основным торговым партнером России, что должно ускорить выполнение поставленной властями обеих стран цели – достичь ежегодного товарооборота в 200 млрд долл. Однако снятие ковидных барьеров может нести в себе угрозу, масштабы которой на Западе обсуждают очень активно, а в России предпочитают не замечать.
Телеканал CNN опубликовал на днях спутниковые снимки китайских городов, где видны очереди в крематории и похоронные бюро, которые переполнены. Bloomberg со ссылкой на закрытое заседание Национальной комиссии здравоохранения КНР сообщал, что с начала декабря COVID-19 заболели 250 млн жителей Китая, что составляет около 18% населения страны.
Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева предупреждала, что ослабление антиковидных ограничений в Китае обернется для страны в ближайшие три–шесть месяцев стремительным ростом числа заражений, сопоставимым с распространением лесных пожаров. Гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус заявлял, что организация обеспокоена развитием ситуации с пандемией в КНР.
Власти Китая сообщили, что за месяц, с 8 декабря по 12 января, зарегистрировали около 60 тыс. связанных с ковидом летальных исходов в медучреждениях страны. В ответ Соединенные Штаты и Япония призвали Китай предоставлять для мировой системы здравоохранения транспарентную и адекватную информацию о коронавирусе.
Япония, кстати, одной из первых еще в конце ноября забила тревогу и ввела ограничения для приезжающих из Китая. Об аналогичных мерах заявили и в ЕС, особенно после того, как под Новый год в Италии обнаружили COVID-19 у половины пассажиров из Китая. О введении ограничительных мер объявили также власти США, Великобритании, Индии, Южной Кореи, Канады, Австралии, Германии, Швеции. МИД Китая заявил, что Пекин введет ответные меры против стран, ограничивающих въезд китайцам.
Россия то ли испугалась этого окрика, то ли слишком дорожит партнером, который замещает строптивых европейцев и других западников как в экспорте, так и в импорте. В любом случае тревоги не бьет. Кроме водителей грузовиков, вскоре в Поднебесную могут поехать и туристы из РФ. Правительство Приморья, например, уже провело официальные переговоры с партнерами из провинции Цзилинь о возобновлении туробменов, а из Хабаровска теперь можно летать в Харбин каждую неделю. Генконсульство РФ в Харбине сообщило, что получает много заявок от китайских граждан на оформление туристических виз для поездок в Россию и ожидает всплеска туризма. Напомним, в 2019 году Россию посетили 1,5 млн китайских туристов, а всего по миру тогда путешествовали 20 млн граждан КНР.
При этом в РФ нет понимания, что сейчас происходит с коллективным иммунитетом к COVID-19. Публикация показателя остановлена несколько месяцев назад, а ученые продолжают работу над выработкой новой модели расчета (см. «НГ» от 12.01.23). И ситуация с ковидом нестабильна, в последнюю неделю число заболевших приросло сразу на четверть.
Руководители здравоохранения рапортуют, что смертность в России в последнее время снижается, в первую неделю 2023 года – на 20% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, что является самым низким показателем с 2020 года. Это серьезное достижение страны, и потерять его из-за ложно понимаемого гостеприимства или погони за показателями товарооборота было бы непростительно.