Фото агентства городских новостей "Москва"
Министр культуры РФ Ольга Любимова не без гордости сообщила о том, что посещаемость и сборы российских кинотеатров за время новогодних праздников вернулись к допандемийным показателям. «Тот репертуар, который был представлен, заинтересовал ровно на прежнем уровне, несмотря на то что зарубежных блокбастеров в прокате не было», – сказала Любимова. Выручка составила 4,4 млрд руб., большую ее часть принес фильм Дмитрия Дьяченко «Чебурашка», заработавший около 3 млрд руб. В целом же в кинотеатрах было продано 13,2 млн билетов, 95% от возможной посещаемости.
На волне успеха «Чебурашки» – трогательной ленты, которая вполне может стать классикой семейного просмотра, – всплыла тема принудительного лицензирования голливудских фильмов. Дескать, российское кино возродилось и может составить конкуренцию хоть кому – даже оскароносному «Аватару». Шутка ли – «Аватар» собрал в прокате 3,5 млрд, а «Чебурашка» – 3 млрд, но рискует догнать и перегнать. Зампредседателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ Антон Горелкин написал в своем Telegram-канале: «Чебурашка» против «Аватара» – ситуация, которая сложилась сегодня в российском кинопрокате, сама звучит как название фантастического кино. Чтобы побить 3,5-миллиардный рекорд, который «Аватар» удерживает уже 13 лет, «Чебурашке» нужно собрать еще 500 млн руб., и многие считают, что это вполне реально». Формально, конечно, все так, но коллеги из экономического блока подскажут, что за 13 лет как минимум стоимость билетов выросла, так что суммы равны лишь на бумаге. Впрочем, Горелкин делает верный вывод: «Конечно, это будет символический момент для индустрии кинопроката – но не ее спасение: ведь новогодние премьеры пройдут, и кинотеатры снова начнут говорить о выживании». Однако затем предлагает законодательно закрепить акт принудительного лицензирования фильмов тех компаний, которые ушли с российского кинорынка.
Суть принудительного лицензирования в том, что контент используется без разрешения правообладателя, а суд (российский) в каждом конкретном случае принимает решение, что фильм, на который нет официальных прав, будет показан. Подобный механизм действует в других отраслях, даже разработан и действует механизм отчислений на счета типа «О» (на основании указа президента «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями»).
Фактически принятие закона о принудительном лицензировании – это легализация пиратства. Тема обсуждалась еще летом, и тогда против введения той практики выступили онлайн-кинотеатры, которые справедливо опасались окончательной потери репутации на глобальном рынке. Узаконенное пиратство может полностью оборвать и так истонченные связи с иностранными партнерами.
Для законодателей же репутация, выходит, ничего не стоит?
Но самое любопытное состоит в том, что чиновники годами боролись за российское кино, за его качество, выделяли солидные гранты, ожидая, что вот еще чуть-чуть – и мы догоним и обгоним Запад. И вот кинокомпании-мейджоры освободили место, которое, как казалось раньше, они узурпировали (вспомним, как Владимир Мединский на посту главы Минкультуры боролся за то, чтобы блокбастеры не получали выходных и праздничных дней для старта проката). Казалось бы, сейчас – лучший момент для развития нашего, российского, и «Чебурашка» мог бы стать пионером. Но инициатива о принудительном лицензировании может затруднить реализацию амбициозных планов, поскольку подтверждает коммерческую несостоятельность отечественного кинематографа, раз депутаты предлагают зарабатывать на Голливуде. Что ж, с 12 января вторая часть «Аватара» выходит в официальный прокат. Посмотрим, одолеет ли Кэмерон Дьяченко.