Фото Pixabay.com
Начался второй год Десятилетия науки и технологий, объявленного в России. И с этого года… «астрономия» исключена из перечня обязательных школьных предметов в соответствии с приказом Минпросвещения РФ. Соответствующие изменения внесены в Федеральные государственные образовательные стандарты. Заодно из списка школьных предметов исключены «естествознание» и «экология». Для поддержания баланса, наверное, Минпрос успокаивает: астрономия в полном объеме вошла в учебный предмет «физика»; учебные предметы «естествознание» и «экология» включены в такие предметы, как «биология», «химия», «физика», «усиливая их содержание».
Понятно, что система образования изменяет свое поведение для оптимального выполнения поставленных перед ней целей. Они, эти цели, выражены в процедурах итогового контроля. Понятно также, что если главной процедурой контроля становится принятие решений из заранее заданных вариантов, то рано или поздно такая система избавится от «излишних процессов» формирования научной рациональности, критического разума. Это мы и наблюдаем в случае со школьным предметом «астрономия».
Отсюда можно сделать два – как минимум – вывода.
Во-первых, приказ Минпросвещения лишь подтверждает мировоззренческое значение изучения астрономии. В учебный план школ «астрономия» как самостоятельный предмет была введена в СССР в 1932 году. Подчеркивалось именно идеологическое значение предмета.
Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. В 2017 году «астрономия» возвращается в школьное расписание как обязательный предмет. Минобрнауки тогда отмечало, что «астрономия помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям».
Нобелевский лауреат по физике, академик Виталий Гинзбург, убежденный атеист, как-то признался: «Если бы я был Робинзоном Крузо и мне предложили двух Пятниц – одного верующего, другого неверующего, я, безусловно, выбрал бы верующего, поскольку вероятность, что ночью он убьет меня топором, меньше, чем у неверующего». Вот и в данном случае намного комфортнее и безопаснее (даже просто для психического здоровья) иметь соседом по лестничной площадке человека, который знает, что наша Солнечная система находится в галактике Млечный путь, чем «революционера», который пытается вас убедить, что Земля плоская и на ней живут рептилоиды.
Второй вывод, который напрашивается из всей этой истории с астрономией: актуальная система управления образованием и наукой в РФ в лучшем случае работает вхолостую. А система эта весьма разветвленная: Совет по науке и образованию при президенте РФ, Научный совет при Совете безопасности, правительственная Комиссия по научно-технологическому развитию РФ, Экспертный совет при правительстве РФ, Российская академия образования…
Вопрос: как через это сито комиссий и советов прошло решение Министерства просвещения (sic!) отказаться от преподавания в школах астрономии? Кто экспертировал это решение?
В свое время, уже более 50 лет назад, когда Китай только приступил к разработке национальной космической программы, первым делом во всех школах Поднебесной было введено обязательное преподавание астрономии. Сегодня Китай конкурирует с США в реализации принципа эффективной оккупации: оба государства постоянно наращивают свое технологическое присутствие в наиболее важных, стратегических районах, будь то Антарктида, Арктика или Луна и окололунное пространство.
Итоги российской космической политики скромнее. Согласно опросу ВЦИОМа, отвечая на соответствующий вопрос, 76% россиян сказали, что никогда не хотели бы стать космонавтами, а 66% не хотят полететь в космос в качестве туриста. Может быть, и действительно такому обществу не нужна никакая астрономия?