Фото Reuters
Такая крупная экономика, как Китай, намерена стимулировать экономический рост за счет расширения спроса на внутреннем рынке. Такие цели ставит перед собой китайское руководство вплоть до 2035 года. В частности, на этот срок ставятся цели по сокращению разрыва в доходах между городскими и сельскими жителями. Пекин также обещает поддерживать спрос граждан на жилье, увеличивать предложение потребительских товаров и сельхозпродукции более высокого качества.
Идеи по наращиванию внутреннего спроса активно циркулируют и в России. К примеру, в Центробанке считают, что РФ стоит на пороге масштабной структурной трансформации, которая предполагает переориентацию экономики с экспорта на развитие внутреннего спроса. В Минэкономразвития также предполагают, что главной опорой будущего увеличения экономики РФ станет рост внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного.
Некоторая вынужденная переориентация с внешних рынков на внутренние уже происходит. К примеру, после того как Россия практически полностью лишилась европейского газового рынка, власти пытаются нарастить потребление голубого топлива внутри страны за счет программы социальной газификации. Причем самым социально незащищенным слоям населения власти готовы частично компенсировать разводку газовой трубы, а где-то подключать «превентивно», то есть даже без заявки.
Заметим, за 11 месяцев экспорт газа в страны дальнего зарубежья упал со 171,5 до 95,2 млрд куб. м (на 44,5%). Впрочем, падает потребление топлива и внутри страны.
Важно понимать: самое главное условие для стимулирования внутреннего спроса – это улучшение качества жизни населения. Опора экономики на внутреннее потребление в целом предполагает более высокие доходы населения, а помимо этого еще и инвестиции в человеческий капитал и развитие конкуренции. Мало того, опора на внутренний рынок предполагает увеличение среднего класса, снижение расслоения населения по доходам и более широкое вовлечение в экономическую активность населения. Экономика, опирающаяся на внутреннее потребление, должна быть и более инновационной, конкурентной и креативной, нацеленной на развитие. В РФ подобных условий пока нет. И не очень понятно, какую работу в этом направлении намерены провести власти.
К примеру, той же стратегии Китая предшествовало длительное увеличение доходов населения и численности среднего класса. Так, только с 2010 по 2020 год доля конечного потребления в ВВП КНР возросла с 49 до 54%, притом что в среднем доходы всех домохозяйств возросли на 38%. С 2013 по 2019 год численность среднего класса в КНР почти удвоилась. И китайские власти в качестве своей главной стратегии ставят дальнейшее улучшение уровня жизни населения.
В России же все разговоры о переориентации на внутренний рынок чаще всего заканчиваются поддержкой малообеспеченных. Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, говоря о необходимости стимулировать потребительский спрос, в первую очередь указывал на важность поддержки социально незащищенного населения.
Власти активно поддерживают бедное население социальными выплатами. Со следующего года ряд социальных выплат заменит единое пособие. По подсчетам чиновников, оно суммарно поддержит 10 млн детей и беременных женщин. Государство направит на эти цели 1,7 трлн руб. в 2023 году.
Но как опираться на внутреннее потребление в стране, где доходы населения уже несколько лет не растут, а доля среднего класса даже снижается? В том же МЭР прогнозируют, что по итогам 2022 года реальные располагаемые доходы населения России снизятся на 2%. По итогам девяти месяцев этого года они снизились на 1,7%, сообщал Росстат. Массированная выплата пособий также не помогает: инфляция съедает почти все добавки к социальным выплатам, и в среднем по стране реальные доходы продолжают падение, начавшееся 10 лет назад.