Фото сайта kremlin.ru
Послание президента Федеральному собранию может и не прозвучать в 2022 году. Об этом сообщают информагентства со ссылкой на свои – неназванные – источники. Еще во вторник в медиа мелькнула дата возможного выступления Владимира Путина – 27 декабря. Но кремлевская пресс-служба поспешила эту информацию опровергнуть.
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас напомнил, что порядок и сроки оглашения Послания никак не прописаны в Основном законе. Глава государства, по словам сенатора, определяет их самостоятельно.
В статье 84 Конституции говорится, что президент «обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства». Но, как это нередко бывает, здесь сложно однозначно интерпретировать, обязывает ли Основной закон главу государства делать это каждый год или же наделяет его такими полномочиями, которыми в некоторых ситуациях можно и не пользоваться.
Как бы то ни было, можно сказать, что ход привычной государственно-ритуальной жизни уже нарушен. Отменена традиционная большая пресс-конференция Владимира Путина, не предвидится многочасового общения с гражданами в телеэфире, под вопросом и дата Послания. Если считать, что эти ежегодные мероприятия и публичные выступления – обязательные части нормальной жизни государства, то некоторое беспокойство объяснимо: все ли идет так, как надо?
Год спецоперации – это, конечно, особенный год. Власть постоянно подчеркивает, что все идет и шло «нормально», но едва ли изначальный план, каким бы он ни был, выполнялся всегда и не нуждался в корректировке. Например, сложно себе представить, что в феврале-марте руководство страны уже готовилось к частичной мобилизации военнообязанных осенью. Многое определяется ситуацией «на земле», достижениями, неудачами, потерями. То, что происходит вокруг спецоперации, во внешнем мире, тем более малопредсказуемо, общая картина зависит от множества факторов. Российские власти иногда берут паузу для того, чтобы правильно, как им представляется, отреагировать на тот или иной новый вызов, новые санкции.
Послание Федеральному собранию – программное выступление. Обычно в нем президент определяет направления и идеологию работы государственных структур на год вперед. Последние случаи показывают, что иногда даже тщательно продуманное Послание может дисгармонировать с социально-политическим, экономическим, глобальным контекстом. Достаточно вспомнить январь 2020 года. Владимир Путин меняет правительство и задает контуры конституционной реформы, запускает процесс референдума. Для страны это важное событие, к которому власть начинает готовиться – и готовить остальных. Но спустя месяц после выступления президента Путина всю планету накрывает пандемия коронавируса, о которой ни слова в Послании не было – и не могло быть. А ведь ковид радикально повлиял и на жизнь граждан, и на работу всех институтов.
Сейчас таким фактором икс, неизвестным образом влияющим на все вокруг, остается спецоперация, шире – то, что происходит вокруг Украины. Контекст меняется постоянно, и едва ли это удачное время для любых программных выступлений. Путин мог бы рассказать, как он видит ситуацию здесь и сейчас, но он не может гарантировать того, что через месяц, два, полгода обстоятельства не изменятся.
Подготовить и озвучить Послание, чтобы все были спокойны? Едва ли такая мотивация может работать. Поводов не чувствовать себя спокойно сейчас достаточно, и соблюдение когда-то вполне произвольно установленных ритуалов по большому счету не меняет общую картину. Ритуалы вернутся, когда вернется предсказуемость.