Фото ec-patr.org
Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей в пятницу произнес что-то вроде программной речи, в которой он рассуждает об изменениях, которые сейчас происходят в мире, и роли в этом религий. Разумеется, в центре внимания оказались Русская православная церковь и патриарх Кирилл. Отдав должное русскому христианству, Варфоломей тем не менее объявил, что той политике, которую проводит Россия начиная с XIX века, следует положить конец.
Константинопольский патриарх заглянул достаточно глубоко в историю, вспомнив о роли Российской империи в отторжении от Оттоманского государства балканских народов славянского происхождения. Церковный взгляд на прошлое оказался отличным от традиционного дискурса национальной борьбы за независимость. С точки зрения Константинополя, произошло отпадение православных народов от единой церкви (возглавляемой греками, о чем Варфоломей умолчал).
Если учесть последние события в Болгарии, где с визитом недавно побывал главный дипломат РПЦ митрополит Антоний (Севрюк), это мнение разделяют и некоторые политические силы в регионе. Сначала митрополита вместе с послом РФ заблокировали протестующие в одном из храмов Софии, а затем прозападная партия ГЕРБ потребовала от Болгарской церкви разорвать отношения с Московским патриархатом и признать ПЦУ, автокефальную церковь, созданную Варфоломеем в Украине.
Константинопольский патриарх заявил, что речь идет об идеологии панславизма, которой на протяжении двух веков одержима Россия. По мнению Варфоломея, эта идея имеет своим истоком пангерманизм, националистическую концепцию XIX века, и отсылка к худшим примерам немецкой политической культуры добавляет яда упрекам Вселенского патриарха. Он называет такое явление «этнотрайбализмом», то есть убеждением в своем превосходстве, которое зиждется на националистической основе. Политика этнотрайбализма «направлена на удаление славянских верующих из их матери-церкви и продвижение Москвы как Третьего Рима», сказал Варфоломей. По его мнению, впоследствии гнет советской власти привел РПЦ к еще большему подчинению государству и «инструментализации» религии.
Отметим, что и в Московском патриархате заняты встречным движением по пути дискредитации соперника. В конце октября РПЦ организовала круглый стол, в ходе которого обсуждалось использование в странах Запада религии в политических целях. Варфоломей жаловался на РПЦ на мероприятии, которое прошло в Абу-Даби, а патриарх Кирилл на днях советовал властям России развернуться на Восток.
В главном оба соперника сходятся: религия сегодня находится в фокусе мировой политики. «Идеологии слабеют одна за другой, – сказал Варфоломей. – Конец коммунизма оставил огромную пустоту в целой части мира, которая жила под его властью, и в других группах населения, возлагавших на него свои надежды. Кризис глобализации и либерализма также порождает глубокое разочарование и опасные обиды. В этом ландшафте рушащихся материалистических идеологий духовность мощно возвращается. Однако это возвращение может быть опасным, если оно не выражено в соответствии с подходами, включающими мудрость религиозных традиций, почерпнутых из наследия великих цивилизаций прошлого».
И Константинопольский патриархат, за которым стоит политический ресурс Запада, и РПЦ, опирающаяся на возможности Российского государства, вовсю используют новую реальность и участвуют в переформатировании устаревшего, на их взгляд, мирового порядка. Но вот что интересно. Варфоломей говорит об опасности политизации веры и «мудрости традиций», в РПЦ придерживаются того же мнения. Тем более удивительно, что церкви с их тысячелетней мудростью, осознавая все риски, так легко дают увлечь себя в спорадически возникающие политические кампании.