Фото агентства городских новостей "Москва"
Глава Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков заявил, что на ближайшем заседании исполкома организации будет обсуждаться «вопрос перехода в Азиатскую конфедерацию футбола». Дюков не уверен, что будет принято решение, «но ситуация требует обсуждения». По словам главы РФС, у России еще есть шанс «принять участие в отборочных матчах чемпионата Европы», но он «больше теоретический».
Стоит напомнить, что жеребьевку отборочного турнира на Евро-2024 (он пройдет в Германии) уже провели – без России. Старт квалификации – в марте 2023 года, то есть время еще есть, и именно это, видимо, позволяет Александру Дюкову говорить о теоретическом шансе. На практике же сложно себе представить, как можно было бы задним числом вписать Россию в отбор на Евро.
Шансы России скоро вернуться в европейский и – шире – мировой футбол, конечно, во многом зависят от политической конъюнктуры. УЕФА и ФИФА могут действовать самостоятельно, но по большому счету ждут четких сигналов. Если они не поступят, эти организации просто не захотят нести репутационные, бюрократические, финансовые издержки. Большие игроки – такие как США или Британия – уже показали на примере дела экс-президента ФИФА Зеппа Блаттера, что могут очень эффективно вмешиваться в деятельность глобальных спортивных организаций. У нынешних руководителей УЕФА и ФИФА нет личного желания исключить Россию из футбольного и футбольно-экономического процессов, но и бороться с системой они не станут.
Призрак Азиатской конфедерации бродит по российским футбольным кабинетам с весны. Но здесь важно понимать, что Россия не может вступить в эту организацию прямо сейчас, пока действует бан ФИФА. РФС приходится согласовывать даже товарищеские матчи с Таджикистаном и Узбекистаном, об участии в каких-либо отборах и говорить не приходится. Азиатский вариант – это ответ на вопрос, что делать, когда ФИФА и УЕФА снимут бан. Оставаться в Европе? Уходить?
Сценарий ухода в Азию рассматривается из-за того, что снятие бана вовсе не открывает России все европейские дороги. Понятно, что жизнь после СВО уже не будет такой, как прежде, в том числе и в футболе. Но неясна степень этой новизны. Некоторые национальные футбольные организации могут продолжать бойкотировать матчи с российскими командами. УЕФА очень сложно справляться с этим движением. Она может разводить команды из России и Украины, из Армении и Азербайджана, из Сербии и Косово, но с более сложными, политически проблемными конфигурациями едва ли справится – не хватит веса.
Это заставляет РФС искать путь в Азию. Там тоже для России не все гладко. Япония, Южная Корея, Австралия (она входит в Азиатскую конфедерацию) присоединились к антироссийским санкциям, это касается и спорта. Вариант отдельного и группового бойкота существует и обессмысливает азиатский путь. Есть ли смысл принимать новую страну, если ее сборная не может играть с тремя лидерами из конфедерации? Если то же самое касается ее клубов? И можно посмотреть на ситуацию с другой стороны: а зачем такой переход России, если выбор сильных соперников ограничен?
Вероятно, предполагается (и может обсуждаться на исполкоме РФС), что уговорить японцев, корейцев и австралийцев будет проще, чем десятки европейских стран. Кто-то может заодно подумать и о том, что пробиваться на чемпионаты мира из Азии России будет проще, тем более что и количество участников уже со следующего турнира увеличат с 32 до 48. Однако такой ход мысли кажется наивным. В ведущих сборных Азии играют футболисты из сильнейших европейских лиг, а во внутренние чемпионаты Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии приезжают, пусть и возрастные, но мировые звезды. Ни наша сборная, ни наши клубы сейчас этим похвастаться не могут.