Фото агентства городских новостей "Москва"
Президент РФ Владимир Путин предлагает дополнить список уголовных статей, по которым можно лишиться российского гражданства. Речь идет о распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ и исполнении госорганами своих полномочий, о «публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ», а также об участии в деятельности нежелательных иностранных организаций. Тем самым президент корректирует еще не принятый парламентом закон «О гражданстве», в котором и так есть целый перечень причин, по которым человека могут лишить российского паспорта. Среди них – призывы к экстремизму, организация вооруженного мятежа, надругательство над госсимволами и т.п.
Сложившаяся политическая конъюнктура объясняет президентские дополнения. Речь в законе идет о лишении гражданства тех, кто его принимает, а не получает по факту рождения. Массовая выдача российских паспортов ожидается на недавно присоединенных территориях. Российские власти, видимо, не хотят вместе с новыми регионами получить еще и подрывные, проукраинские элементы. Отсюда и необходимость уточнений. Отнимать предлагается приобретенное гражданство.
Однако в России законоприменение и интерпретация права – отдельное и очень важное направление деятельности власти, где она порой весьма творчески развивает буквально зафиксированные законы, в том числе и нормы Конституции. Например, Основной закон совершенно однозначно разрешает гражданам проводить мирные собрания. На практике же они не могут этого сделать без согласования с местными властями, а те очень часто добро не дают.
Так и с вопросом о лишении гражданства. В 6-й статье Конституции говорится, что гражданин РФ «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Там же сказано, что «гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения». Остается ли эта статья Основного закона в такой редакции актуальной и действенной, если норма «О гражданстве» с уточнениями президента будет принята?
Конституция не может подробно описывать, как действовать в любых складывающихся обстоятельствах. Она скорее задает философию действия, устанавливает приоритеты интерпретации. Ориентируясь на это, можно при любой конъюнктуре стараться следовать духу Конституции. Можно действовать иначе – подчиняться конъюнктуре, ссылаться на то, что Основной закон дает лишь общую трактовку конкретной ситуации. По второму пути в России идут очень часто.
Положение Конституции о невозможности лишить человека российского гражданства – демонстрация неприятия советской практики. Человек переставал быть гражданином СССР за действия, «порочащие» это высокое звание. Сюда можно было отнести все что угодно: от работы на иностранную разведку до издания «неправильных» книг и альманахов, постановки «неправильных» спектаклей, поддержки диссидентов, правозащитной деятельности. Советского гражданства лишали Александра и Наталию Солженицыных, Мстислава Ростроповича, Галину Вишневскую, Александра Гинзбурга, Юрия Любимова, Василия Аксенова, Эдуарда Лимонова.
Отказ от такой практики – это принцип. Российская власть могла бы подчеркнуть свою безусловную приверженность этому принципу, отказавшись затрагивать тему лишения гражданства даже в совершенно новых, сложных ситуациях. Однако такой установки и философии власть, кажется, не придерживается. Когда же принцип сопровождается исключениями, разнообразными «но», он постепенно перестает быть принципом. Реанимация советских способов мысли и действия происходит стремительно. Кто может гарантировать, что по вышеназванным статьям – в особом порядке – гражданства не будут через какое-то время лишаться и те, кто получил его по праву рождения?