Фото агентства городских новостей "Москва"
В ближайшие выходные в Большом театре будут показывать балет «Пламя Парижа». На официальном сайте в разделе постановщиков позиция хореографа отсутствует. Имя Алексея Ратманского в Большом и Мариинском театрах, как и имена Кирилла Серебренникова и Дмитрия Крымова в МХТ им. Чехова, с недавних пор – Бориса Акунина в РАМТе и Александринке, с афиш, сайтов, из программок – отовсюду – сняты.
Министерство культуры (а названные выше театры – федерального подчинения) действует гуманнее региональных: все-таки спектакли, а все это – кассовые и с творческой точки зрения очень удачные постановки – не снимают, удаляют только имена. В качестве причины называется недовольство граждан тем, что имена творцов с антивоенной позицией значатся на афишных тумбах. «Те деятели культуры, кто в это непростое время покинул страну, отказался от России, кто публично выступил против ее богатой культуры, абсолютно логично друг за другом покидают и наши учреждения, и их афиши», – говорится в сообщении.
И театры, и авторы находятся в затруднительном положении. Как правило, они связаны договором, где оговариваются формальные моменты – от написании имени в программке до порядка выплаты авторского вознаграждения. Изменения требуют согласования, хотя бы устного. Борис Акунин открыто написал в соцсетях, что с ним связывались из Молодежного (РАМТ) и Александринского театров. Писатель отметил: «Мне российские зрители тоже дороги. Именно поэтому я не требую, чтобы мои безымянные спектакли сняли из репертуара. Пока их окончательно не запретят, пусть идут. Даже бесплатно. (Когда Александринский театр с извинениями сообщил, что из-за санкций не сможет выплачивать авторские, я ответил: «Ничего, не проблема».)»
В иную ситуацию попали театры, в чьем репертуаре идут пьесы Ивана Вырыпаева. Драматург объявил, что авторские будет перечислять на помощь Украине, а после уточнил, что именно ее Вооруженным силам. Театры, избегая скандала, просто сняли спектакли с афиши. Ведь даже если имя Вырыпаева вычеркнуть, они будут обязаны платить авторский гонорар, ибо есть контракт.
Правда, получить отчисления теперь не так просто. По вступившему в действие 27 мая Указу президента РФ № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями», иностранцам и гражданам с антигосударственной позицией гонорары перечисляются на специальный счет «О», в рублях, а для выведения средств с этого счета необходимо разрешение правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Под действие этого закона попадают не только правообладатели-иностранцы, но и те, кто распространил «в информационно-телекоммуникационных сетях информацию, выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ» (формулировка, как отмечают юристы, расплывчатая).
Ситуация отдаленно напоминает историю с параллельным импортом в бизнесе. Товары брендов, не подержавших политику РФ, в стране есть, пользоваться ими можно, а вот сами бренды упоминать нельзя. Но тут речь все-таки идет о результате интеллектуального труда конкретного человека. Если сейчас авторы готовы переждать и согласиться на временные изменения, вряд ли они согласятся официально стать «Дж. Доу».
Сколько будут руководители, на которых лежит ответственность и за исполнение договоров с авторами, и за отношения с учредителем, терпеть эту неопределенность, неизвестно. Не исключено, что вслед за именами с афиш уйдут и сами спектакли. Строгие ограничения распространяются на персоналии, на темы, а потом и на сами постановки. Вперед в недавнее прошлое.