Фото Reuters
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что ему «нечего сказать» по поводу публикации Wall Street Journal о том, что советник Джозефа Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан убеждает украинское руководство быть более открытым к переговорам с Россией. В частности, представитель Вашингтона якобы призывал Киев отказаться от идеи договариваться только с будущим руководством РФ, но не с Владимиром Путиным. По словам Пескова, сложно говорить о достоверности такой информации, поэтому и комментировать нечего.
Одновременно в Вашингтоне подтвердили контакты на высоком уровне с Москвой для деэскалации двусторонних отношений. В то же время, как сообщают в Госдепартаменте, США и Россия не обсуждают контуры мирного соглашения между Москвой и Киевом. Американцам, заявляет Госдеп, также необязательно давить на Владимира Зеленского, потому что он и так «стремится к миру». Во внешнеполитическом ведомстве США убеждены при этом, что конфликт в Украине должен завершиться путем диалога, потому что решительной военной победы в нем не будет. Это заметно контрастирует с еще недавними заявлениями некоторых высокопоставленных европейских политиков, призывавших решить все на поле боя.
Едва ли все эти публикации, заявления и комментарии приближают переговоры между Москвой и Киевом. Скорее они говорят о том, что есть запрос на прагматичную оценку конфликта, его нынешнее состояние. Заявления Киева о том, что украинцы ни в коем случае не станут вести переговоры с Путиным и будут ждать следующего президента России, очень сложно назвать прагматичными. Они, по сути, фиксируют точку невозврата, гарантируют длительность конфликта. Для западных стран, которые понимают, что следующий президент в РФ будет не скоро и которым за такой конфликт придется платить прямо и косвенно, это не лучший сценарий. И в том, что Вашингтон мог бы призвать Киев несколько смягчить ультимативный тон, есть если не правда факта, то правда ожиданий.
Вероятно, не случайно из Киева уже пошли разъяснения. Так, советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк постарался рационализировать тезис «переговоров со следующим главой России». По его словам, для Украины важнейшим условием переговоров является «возвращение территорий». То есть из Донбасса, Херсонской, Запорожской области должны быть, как заявляют в Киеве, выведены российские войска. Подоляк утверждает, что Путин на это, конечно, не пойдет, отсюда вывод: говорить придется со следующим президентом РФ. Сам Зеленский тоже назвал территориальный вопрос ключевым для возвращения за стол переговоров.
Прагматическая оценка конфликта предполагает и осознание тех факторов, которые мешают каким-либо переговорам. Это, например, естественное взаимное недоверие Москвы и Киева. Обе стороны подозревают и прямо обвиняют друг друга в желании решить все военным путем. То есть Москва опасается, что Киев воспользуется паузой в боевых действиях, вызванной переговорами или перемирием, с тем, чтобы накачать себя западными вооружениями и затем активизировать контрнаступление. Киев, в свою очередь, считает, что такая пауза позволит российским войскам перегруппироваться, усилиться и продолжить движение.
Можно обязать стороны не вести никаких военных действий, пока идет политический диалог, если даже он не даст результата. Но довольно сложно добиться того, чтобы Москва и Киев параллельно такому диалогу не готовились предъявить новые военные аргументы. На Западе, к слову, поставку Украине вооружений и разведданных называют укреплением ее позиции в возможных переговорах. И прагматическая оценка конфликта сейчас, кажется, предполагает анализ того, до какой степени стороны готовы укреплять свои позиции.