Фото агентства городских новостей "Москва"
Ассоциация туроператоров России сообщила, что гражданам РФ при оформлении немецкой шенгенской визы теперь нужно будет подтверждать свою платежеспособность выпиской из «действующего в Евросоюзе банка». В МИД Германии позже пояснили: это могут быть банки третьих стран, главное, чтобы с их карточек можно было снять деньги в Европе.
Пояснение важное, но суть от этого не меняется. Чтобы поехать в Европу, гражданин России должен совершать все больше действий. В страны Балтии, Польшу, Чехию и Финляндию его не пустят и по туристическому шенгену. Некоторые политики балтийских стран летом, когда обсуждалась возможность запретить россиянам въезд в Европу, заявляли, что такие путешествия нужно воспринимать не как право, а как привилегию. Фактически они и стали для граждан РФ привилегией.
Реакция в духе «не ездили раньше и не надо» здесь не кажется адекватной. Дело в том, что «раньше» было до сытых нулевых, достижениями которых власть в России долгое время гордилась. Одним из таких достижений как раз и стала возможность (а не привилегия) для все большего числа граждан путешествовать за границу, и Европа была частым и понятным выбором. Увеличившийся турпоток в страны ЕС отражал рост качества потребления. Политологи тогда писали о негласном договоре власти с обществом. Современное буржуазное потребление как будто обменивалось на часть гражданских свобод, которыми людям пришлось пожертвовать.
Сейчас этот вид потребления ограничен. Для части россиян это стало травмирующим опытом. Нужно сказать, что психологически их к этому готовила ситуация последних лет. Когда разразилась пандемия коронавируса, в передвижении – подчас даже внутри одной страны – были так или иначе ограничены все жители планеты. Де-факто свободного перемещения не было и после того, как человечество справилось с первыми волнами ковида. Да, россияне могли получать визы и ездить в европейские страны, но понимали, что им придется сдавать тесты, отсиживать карантин – и там, и по возвращении.
Появление вакцин несколько упростило ситуацию, но не отменило все сложности. Западные страны официально не признавали российскую вакцину от ковида – и наоборот. Стороны двигались к этому признанию, но события в Украине, кажется, остановили и этот процесс – всем стало просто не до него. Железного занавеса между Россией и Западом не было. Но был ковидный. И это уже частично превратило поездки в Европу если не в привилегию, то в квест – для тех, кто может позволить себе инвестировать силы и время.
Затем началась спецоперация в Украине, и между Россией и западными странами прекратились свободные перелеты. Нужно было (и нужно до сих пор) искать сложные маршруты, чтобы оказаться, например, во Франции или Италии. Одновременно стало невозможно расплачиваться в большинстве стран – и точно во всей Европе – карточками российских банков. Это предельно сузило круг тех, кто может ездить в страны ЕС.
Отмена упрощенного визового режима, фактическое закрытие границ для россиян рядом государств, новые требования при оформлении шенгена – все это действительно превращает тех, кто по-прежнему может посещать Европу, в привилегированную группу. Отчасти это возврат к советским реалиям, хотя состав группы, механизмы ее формирования – разные. Но железный занавес 2.0, пожалуй, уже опустился, поднимать его будет очень сложно.
Еще лет пять назад среди критически настроенных по отношению к власти россиян ходила «страшилка»: скоро так закрутят гайки, что запретят выезд за границу. Это казалось вопиющим ограничением свободы. Парадокс заключается в том, что свободу перемещения действительно ограничили, но фактически сделали это сами иностранные государства.