На фото встреча Владимира Путина с избранными главами регионов. Фото сайта kremlin.ru
К середине октября пока не случилось ротаций высших должностных лиц субъектов РФ перед выборами 10 сентября 2023 года. Это так называемый губернаторопад, который стал политической традицией осенних месяцев. Понятно, что Владимир Путин может заняться кадрами и в ноябре или декабре, хотя это, возможно, и покажется неким системным сбоем. Наконец, для оптимизации предвыборных раскладов остается весна – пора оперативных решений в нарастающем цейтноте.
Вполне вероятно, что такая ситуация обусловлена рядом объективных обстоятельств. Например, обстановкой внутри страны и вокруг нее – расширяющейся частичной мобилизацией и затянувшейся украинской спецоперацией. Наверное, есть и такие факторы, как кадровый голод и омоложение губернаторского корпуса. Вот в недавних выборах местами участвовали высокопоставленные чиновники администрации президента, а 17 из 20 фигурантов списка на единый день голосования (ЕДГ) 2023 года находятся на первом сроке и одновременно – на хорошем счету у президента РФ.
Видимо, нельзя исключить и более фундаментальных причин нынешней деактуализации прежних подходов Кремля. Путин за четыре президентских срока один раз отменил прямые губернаторские выборы, один раз вернул их обратно и так же один раз ограничил универсальность их применения. В 2004 году после Беслана он признал избираемость глав регионов частично виновной в этом теракте – и весь свой второй срок лично формировал власть в регионах. Но в 2012 году Путин не стал возражать против того, чтобы уходящий президент Дмитрий Медведев инициировал возврат прямых выборов.
При этом уже в 2013-м, то есть в начале своего, говоря неформально, третьего срока, Путин предложил Госдуме все-таки предоставить субъектам РФ альтернативу в виде утверждения их глав парламентами. Кстати, в законе это голосование за президентского выдвиженца тем не менее обозначается словом «выборы», да и проводится оно демонстративно именно в ЕДГ. Механизм используется на Северном Кавказе, хотя и не везде, в Крыму и северных автономных округах, введут его, судя по всему, и для новых субъектов РФ – ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона.
Между тем за последние несколько лет именно в сентябре-октябре, почти за год до даты выборов, менялись руководители определенного сорта. Или те, которые попросили о какой-то другой должности, или те, что вызвали у президента (то есть скорее всего у лоббистов их назначения) сомнения в дальнейшей пригодности. Сейчас Путин вроде бы начал официальные смотрины будущих кандидатов на ЕДГ-2023. Это, к примеру, ивановский и приморский губернаторы, но дальше бесед дело не пошло.
А в этом году по завершении резервного весеннего губернаторопада развернулась мощная атака, похоже, изнутри власти, на сам институт выборности глав регионов. Но Путин тогда требовал придерживаться парадигмы, что спецоперация не влияет на жизнь страны. Теперь же он транслирует иное понимание, что показала недавняя встреча с только что избранными губернаторами: внимание должно быть направлено и на мобилизацию со спецоперацией, и на развитие в непростых условиях. На регионы, таким образом, возлагаются полномочия и ответственность за стабильность. Это может означать, что федеральный Центр, к примеру, больше не сможет подпирать врио губернаторов денежными потоками электорального значения.
В этой ситуации формальные выборы, необходимые для легитимизации назначений сверху, теряют смысл. И хотя их грубой отмены, судя по всему, не будет, однако распространение парламентского варианта вполне возможно. А еще хорошо, что это по закону надо будет делать не Кремлю, а как бы самим регионам по их инициативе.