На фото символ спецоперации на Украине на фасаде Московского театра Олега Табакова. Фото агентства городских новостей "Москва"
В Хабаровске завершился Третий фестиваль театров Дальнего Востока. В нем принимал участие Бурятский театр драмы, но показ спектакля «Корея 03» был практически сорван: артисты мобилизованы. Руководство фестиваля приняло решение устроить просмотр записи. На поклоны вышли только женщины. И зрители в зале, и артистки на сцене плакали. Известно, что Бурятия – регион, из которого мужчины с самого начала специальной военной операции (СВО) в Украине отправлялись в зону боевых действий. Повестки же в рамках мобилизации пришли многим, в том числе представителям редких, штучных профессий.
После 21 сентября многие театры столкнулись с проблемой: спектакли стали отменяться за пару часов до начала, так как задействованные в них мужчины были мобилизованы или предпочли покинуть страну. Например, петербургский театр «Карамболь» такая ситуация застала на гастролях в Новосибирске. Пришлось в срочном порядке вводить другого артиста, благо тот знал рисунок роли. И таких ситуаций – множество.
Артисты не выделены в отдельную категорию. Тот, кто находится в запасе Вооруженных сил России, может быть призван в рамках частичной мобилизации. Это черным по белому написано на правительственном портале «Объясняем.рф»: «Если данные должности в учреждениях культуры не имеют брони, а работники находятся в запасе ВС РФ и не имеют основания для отсрочки по состоянию здоровья, они могут быть мобилизованы».
Судя по региональным новостным лентам, юристы и администрации театров занимаются оформлением брони: потеря даже одного человека грозит срывом репертуара, ведь зачастую, особенно в маленьких театрах, артисты играют без замены. В этом смысле решение худрука Псковского театра драмы им. Пушкина Дмитрия Месхиева, который решил сборы от каждого пятого спектакля перечислять на нужды спецоперации, выглядит как подстраховка. Ведь если не будет спектаклей, то и сборов тоже.
Мобилизовать могут не только представителей творческих специальностей. Технический персонал, рабочие сцены, монтировщики не менее важны в спектаклях. Сценическое оборудование Большого театра, скажем, исключительной сложности, и сотрудники, его обслуживающие, проходят специальное обучение, каждый из них – на вес золота.
Опыта мобилизации в стране нет, в последний раз она проводилась в 1941-м. И даже тогда артистов берегли, театры, несмотря ни на что, продолжали работать. В блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича! Артисты делали свое дело во фронтовых бригадах, на передовую ездили и заслуженные, и народные артисты. Но сегодня состояние общества искажено – и вот уже идет борьба на мирном пространстве, пространстве культуры. Большинство из тех, кто еще весной высказался против спецоперации, уже убрали (пусть даже в формате увольнения по собственному желанию), с постов руководителей государственных учреждений культуры, спектакли «неугодных» сняли, вычеркнули из афиш фестивалей и т.д. Но вот и «ответ» от частных инвесторов: актер Георгий Тесля-Герасимов пожаловался депутату Дмитрию Кузнецову, что его лишают работы в сериале «След» из-за поддержки спецоперации. Кузнецов, в свою очередь, составил обращение в прокуратуру.
Сегодня художественные руководители и артисты опасаются, что мобилизация в нынешнем ее формате может сорвать репертуар, театры не смогут работать, их проще окажется закрыть. Есть и другая проблема. Как свидетельствует статистика, после объявления о мобилизации резко встали продажи билетов: люди в панике и вопрос досуга для них отходит на второй план. В стране ждут повесток, и если за первой волной мобилизации последуют новые, станет некому выходить на сцену, снимать кино или читать стихи. Но и по ту сторону рампы будет пусто: зрители в залы не придут.