На фото стенд Исламской республики Иран на МВТФ "Армия-2022". Фото Павла Сарычева\НГ-Online
В последнее время привычными стали сообщения об ударах по объектам в Украине барражирующим боеприпасом ранее неизвестного типа – на обломках корпуса видна надпись «Герань-2», а остатки силовой установки указывают на использование иранского поршневого двигателя MD550 компании MADO из города Кум. Внешний вид боеприпаса напоминает «Шахед» марок 135 и 136 компании HESA из Исфахана. Тегеран официально не признает факт поставки этих изделий в Россию, однако командующий Корпуса стражей исламской революции генерал-майор Хоссейн, выступая в университете города Машхад, сказал, что страна поставляет беспилотники в разные регионы мира, в том числе и «крупной мировой державе».
Россия также не заявляла официально о поставках беспилотников из Ирана, но появление на фронте дронов-камикадзе типа «Герань» – свершившийся факт, и если он стал результатом сотрудничества Тегерана и Москвы, за ним, очевидно, последуют другие проекты. Например, совместные программы модернизации существующих моделей и создания новых. «Герань» показала как сильные (неуязвимость к ПВО, мощное огневое воздействие), так и слабые стороны (малая скорость, визуальная и акустическая заметность), которые, по логике, следует исправлять.
О том, что Иран участвует или по крайней мере не против совместных программ, говорит и тот факт, что в одном из павильонов на форуме «Армия-2022» выставлялись образцы и масштабные модели беспилотной техники, над которыми висели государственные флаги России, Ирана, Белоруссии и Армении.
Перспективной областью взаимодействия между Москвой и Тегераном выступает пилотируемая авиация. Недавно представители Татарстана и Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) признались, что достигнутые было предварительные соглашения по поставке иранским авиакомпаниям 210-местных авиалайнеров Ту-214 не реализованы по политическим соображениям. С тех пор в мире произошли серьезные геополитические сдвиги, что убирает с пути препятствия для осуществления подобных соглашений.
КАПО возобновляет серийный выпуск Ту-214 с задачей производить по 10–12 машин ежегодно, а в сентябре сообщалось о возможности удвоения этих темпов. Авиапарк Ирана сильно устарел: свыше половины боевых самолетов и до четверти грузовых и пассажирских лайнеров были закуплены в США до Исламской революции 1979 года.
Представители администрации президента Хасана Рухани (2013–2021) высказывали желание приобрести истребители Су-30МКИ, а новой, президента Ибрахима Раиси (с августа 2021 года), – более современные Су-35С. Раньше Москва не показывала особого желания поставлять ИРИ столь сложную технику и, где можно, ставила процесс в зависимость от исхода переговоров по «ядерной сделке» с участием шести держав (США, РФ, КНР, Великобритания, Франция и Германия). Сегодня, когда отношения с Западом обострились, а переговоры по сделке зашли в тупик, отношение к иранским поставкам пересматривается. Ввиду огромного расхода средств поражения в ходе спецоперации, например, представляет интерес пополнение российских запасов управляемых ракет и боеприпасов калибра 7,62, 12,7, 14,5, 23, 30, 82, 100, 120, 122, 125 и 152–155 мм, которые серийно производятся иранскими заводами.
Ранее по российской лицензии местные предприятия освоили сборку боевых машин пехоты БМП-2 (вариант Boragh), основных боевых танков Т-72С, грузовиков «КамАЗ». Созданные сборочные линии можно, доработав, задействовать на выпуске более современной техники сухопутных войск, например, танка Т-90МС, тем более что несколько лет назад иранцы показали свою версию этой машины – Karrar. Словом, в ближайшее время можно ожидать роста объемов военно-технического сотрудничества между двумя странами.