На фото здание СПбНЦ РАН на Университетской набережной. Фото wikipedia.org
Готовясь к выборам президента Российской академии наук, которые состоятся через две недели, один из основных претендентов на этот пост, действующий президент РАН Александр Сергеев, сделал сильный ход. В конце июля на заседании Президиума РАН было объявлено о принятом решении создать четвертое региональное отделение академии – в Санкт-Петербурге. Логично предположить, что 200 членов РАН из Санкт-Петербурга проголосуют на выборах президента академии именно за Сергеева. Его административный ресурс и лоббистская активность в продвижении решения о создании нового отделения сыграли решающую роль.
До 2013 года в структуре РАН было три региональных отделения: Сибирское (1957), Уральское (1987), Дальневосточное (1987) и 15 региональных научных центров. В результате реформы РАН в 2013 году в подчинении РАН остались только три региональных отделения.
Усилия по созданию подразделения РАН в городе на Неве прилагались Александром Сергеевым давно. Еще в 2018 году он направил соответствующее письмо в правительство РФ. А в январе 2019-го Президиумом РАН было принято решение о поддержке поручения президента РФ создать в Санкт-Петербурге научный центр (sic!) в качестве структурного подразделения РАН. И вот сегодня, в преддверии празднования в 2024 году 300-летия Академии наук, которая изначально называлась Санкт-Петербургской, ставки возросли, статус регионального научного подразделения повышен: с «обычного» научного центра до отделения РАН.
Впрочем, кампанию за повышение статуса Санкт-Петербургского научного центра РАН начал академик Жорес Алферов еще в 2013 году. Официальный сайт РАН сообщал тогда, что «российский физик, лауреат Нобелевской премии и депутат Государственной думы Жорес Алферов намерен вести работу по созданию в Санкт-Петербурге собственного отделения Российской Академии наук». Давняя мечта петербургской научной элиты – отделиться от «центральной части РАН» – близка к реализации. Шутка ли: идея одобрена в администрации президента РФ. «Благодаря нашей жесткой позиции, – отмечает Александр Сергеев, – удалось договориться об открытии подразделения РАН в Петербурге. На данном этапе по предложению администрации президента было решено создать Санкт-Петербургское региональное отделение РАН». Интересно, какой будет следующий этап – Санкт-Петербургская Академия наук?
У самого Сергеева аргументация скорее морально-этическая и символическая: «Основной аргумент – в Санкт-Петербурге на сегодняшний день около 200 членов Российской академии наук, и когда они сравнивали себя с другими отделениями РАН – Сибирским, Дальневосточным, Уральским, – задавался вопрос: «А чем мы хуже?»
Действительно, ничем не хуже. А чем хуже в этом смысле Нижний Новгород или центральноевропейская часть России, не говоря уже – Москва? Но главное: при чем здесь эффективность научных исследований? Впрочем, одно удобство есть: теперь членам Президиума РАН из Санкт-Петербурга не надо будет ездить в Москву по вторникам на заседания, что они вполне комфортно делали до нынешнего момента. Будут заседать в собственном отделении.
Научной прагматики в решении создать Санкт-Петербургское отделение РАН – никакой. Просто сугубый сепаратизм. Прежде всего это дополнительное бюджетное финансирование. И вряд ли – исследовательских организаций. Деньги скорее всего пойдут на организацию административной деятельности отделения. По крайней мере основная их часть.
Однако, чтобы решение о создании Санкт-Петербургского отделения вступило в силу, нужно внести соответствующие изменения в Устав РАН. Делается это голосованием на Общем собрании Академии наук. Какое средневзвешенное мнение выскажут около 2 тыс. человек – участников Общего собрания, сейчас, наверное, никто не сможет прогнозировать.