Фото Reuters
В Берлине по итогам виртуального заседания министров финансов группы G7, которая объединяет ведущие промышленно развитые страны, принято решение о так называемом потолке цен на российскую нефть. Этот потолок должен быть введен на сырую нефть уже в декабре, а на нефтепродукты – в феврале следующего года. Предполагается, что странам нельзя будет покупать нефть у России дороже определенного уровня, который пока конкретно не определен.
Решение еще должно быть утверждено на более высоком уровне, однако ясно, что речь идет о попытке принудительного снижения финансовых доходов России, за счет которых, как считают в «большой семерке», финансируются боевые действия в Украине. Министры финансов США, Канады, Великобритании, Японии, Германии, Франции и Италии призвали все страны, которые покупают нефть у РФ, придерживаться рекомендаций «семерки» и не покупать у России нефть выше той цены, которая будет установлена специально. В заявлении отмечается, что «страны G7 стремятся создать широкую коалицию, чтобы максимизировать эффект данной меры». Москва считает, что введение потолка цены будет дестабилизировать рынок нефти.
Статистика свидетельствует, что в прошлом году доля нефтегазового сектора в российском ВВП превысила 17%, но уже в первом квартале 2022 года она составила 21,7%. Цены на нефть продолжают колебаться в сторону увеличения, что связано как раз с опасениями потребителей по поводу ее дефицита из-за антироссийских санкций.
Опыт принудительного уменьшения нефтяных доходов Москвы у западных стран имеется. Происходящее несколько напоминает события 80-х годов прошлого века, когда СССР вторгся в Афганистан. В 1986 году за счет резкого наращивания добычи нефти Саудовской Аравией цена барреля нефти рухнула с 30 долл. до 12, и советская экономика, зависящая от нефти, стала разваливаться. Министры финансов «семерки» недаром в нынешних условиях призвали нефтедобывающие страны увеличивать свою добычу. Правда, сегодня входящие в ОПЕК государства продолжают регулировать нефтяную добычу, поскольку на рынке сохраняется много неопределенностей и вряд ли они пойдут на резкое увеличение добычи, чтобы понравиться странам G7.
Повлиять на рыночную экономику только заявлениями достаточно сложно. Поэтому министры финансов придумали инструмент для реализации своих решений. Он связан со страхованием морских перевозок. Канцлер Казначейства Великобритании Надхим Захави заявил, что ограничения подразумевают запрет таких услуг, как страхование и предоставление финансирования судам, перевозящим российскую нефть, по цене выше согласованного потолка. Похожая мера ранее уже вводилась против Ирана и оказалась достаточно успешной. В перспективе морские перевозчики, в большинстве своем перевозящие российскую нефть под чужим флагом, не смогут обойтись без страхования, которое сегодня почти полностью находится в руках стран «большой семерки». Ирану в свое время, по сути, пришлось создавать собственную систему международного морского страхования. Новый инструмент «семерки» – серьезный вызов для России, поскольку ей придется перестраивать всю систему логистики, налаживать производство собственных танкеров. А главное – нужно будет создавать альтернативную западной систему страхования и перестрахования, а также искать союзников в страховом деле. Это сложный и длительный процесс, требующий не только законодательных инициатив, но и существенных финансовых вложений из бюджета РФ, по которому меры G7, как предполагается, и без того нанесут удар. С учетом этого урапатриотические заявления аналитиков о том, что без нефти из РФ Запад никуда не денется, звучащие на отечественных телеканалах, дезинформируют российских политиков и бизнесменов и уводят их от необходимости скорейшего поиска решения этой важной проблемы.