Фото агентства городских новостей "Москва"
Новые условия, вероятно, потребуют от российских властей более активной политики в части занятости населения и вложений в развитие человеческого капитала. Страна сегодня сталкивается с двумя проблемами. Первая – рост дефицита трудовых ресурсов, и в первую очередь высококвалифицированного персонала. Вторая – низкое качество образования этих кадров, в результате чего наличие диплома и даже занятости не решает для них проблему бедности.
Несмотря на экономический кризис, санкционное давление и уход из страны ряда компаний, в России сохраняется рекордно низкая безработица – 4% по итогам второго квартала. Но дело здесь не столько в высокой занятости населения, сколько в негативных демографических трендах. По мере старения населения численность рабочей силы будет снижаться. По оценкам экспертов, уже в ближайшие годы страна может потерять до 3 млн граждан в трудоспособном возрасте.
Дефицит кадров уже наблюдается в отдельных секторах экономики, причем зачастую не хватает именно высококвалифицированных специалистов. Еще до начала спецоперации в Украине вице-премьер Дмитрий Чернышенко оценивал нехватку IT-кадров в РФ в 1 млн человек. После начала украинского конфликта ситуация с квалифицированными кадрами дополнительно обострилась. При этом число занятых в цифровых технологиях в РФ заметно отстает от развитого мира. В России доля занятых в информационных технологиях составляет 1,8%, а в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, – 3,4%. Наблюдается и снижение численности ученых в РФ. За последние 20 лет она снизилась на 23%, достигнув 679 тыс. человек.
Но как строить высокотехнологичную экономику, если для нее нет профессионалов? А ведь по мере роста технологических инноваций потребность в квалифицированных кадрах будет только увеличиваться. При этом Россию до недавних пор сложно было назвать страной, которая активно вкладывается в развитие человеческого капитала. Расходы федерального бюджета на образование – 0,9% ВВП. Это довольно скромные значения. Норвегия тратит на образование свыше 7% ВВП. Инвестиции в НИОКР в России также низкие – менее 1% ВВП. Для сравнения: Израиль тратит на науку почти 5% ВВП.
Стоит ли вкладывать больше? Возможно, при текущих подходах и нет. Ведь отдача от образования в России довольно низкая и продолжает снижаться. Российские реалии таковы, что даже наличие образования и занятости не спасает специалиста от угрозы бедности. Так, по подсчетам экспертов из Высшей школы экономики, уровень бедности среди российских профессионалов составляет 6,3%, а к малообеспеченным можно отнести еще 15,3%. Таким образом, каждый пятый специалист находится под угрозой бедности. При этом если у них в семье есть дети, то уже почти половину таких семей можно отнести к бедным или малообеспеченным.
Ученые опасаются, что экономические потрясения могут дополнительно обострить эти процессы, вернув понятие «новые бедные» по аналогии с ситуацией 1990-х годов, когда высокообразованным специалистам из-за кризиса в экономике приходилось заниматься низкоквалифицированным трудом. Не исключено, что новый кризис и санкционное давление приведут к существенной трансформации рынка труда, а текущий кризис больнее всего ударит по специалистам.
Чтобы стимулировать приток профессионалов в экономику, придется менять сложившуюся систему, вероятно, в том числе за счет модернизации системы образования. В противном случае стране грозит как дальнейшее нарастание дефицита ключевых специалистов, так и рост бедности среди наиболее образованного населения.