Фото Reuters
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что лично он не поддерживает запрет на выдачу краткосрочных шенгенских виз всем россиянам и на встрече министров иностранных дел стран ЕС в Праге такая инициатива едва ли будет всеми поддержана. В то же время некоторые источники не исключают, что государства Евросоюза откажутся от упрощенного порядка выдачи виз гражданам РФ. Это может означать, например, увеличение сроков рассмотрения заявок, визовых сборов и количества документов.
Между тем руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров в интервью РИА Новости заметил, что европейские маршруты и «до последних санкций выбирало абсолютное меньшинство россиян». Остальные предпочитали маршруты подешевле и попроще – в Египет, Турцию, Китай. Плюс, как сказал Федоров, многим неприятно «ехать туда, где тебя могут бойкотировать, обижать, отказываться с тобой говорить по-русски, даже если умеют, но почему-то не хотят».
Другими словами, если даже Европа введет полный запрет на выдачу россиянам виз (чего Боррель не обещает), огорчит это, по логике главы ВЦИОМ, лишь меньшинство, которое без таких поездок «себя не мыслит». Остальным будет все равно, для них открыты Турция и внутренний туризм. Новостные порталы, комментируя высказывания Федорова, сделали вывод, что Россию из-за возможных проблем с Шенгеном не ждет социальный взрыв.
Надо отметить, что социальный взрыв в России прямо сейчас вообще сложно себе представить. Еще год назад можно было предположить, что граждане способны выйти на улицу из-за ковидных ограничений или безработицы. Власть такой сценарий тревожил, губернаторам предписывалось мониторить общественное недовольство. Людей, недовольных конкретным социально-экономическим решением или общей ситуацией, сложно было назвать «иностранными агентами». Сейчас же гайки закручены настолько, что и агентом можно объявить кого угодно, и на протест люди попросту не решатся. Какой может быть протест, когда идет спецоперация, Россия в кольце врагов, нужно сплотиться?! Если только по наущению внешних недругов. Такова в общих чертах логика власти.
Что касается логики того же Валерия Федорова, то она базируется на весьма специфическом понимании свобод и потребностей. То, что большинство россиян выбирают места отдыха подешевле, говорит о благосостоянии населения, материальном положении, но вовсе не о желаниях и потребностях. Если круг возможного в принципе и круг достижимого прямо сейчас совпадают, человек лишается перспективы и стимула. Свобода выбора предполагает, что можно от чего-то добровольно отказываться, но это что-то не запрещено, в принципе доступно.
Именно об этом и идет речь в ситуации с Шенгеном. Есть разница между «не могу себе сейчас позволить» и «не могу там оказаться в принципе». «Не могу поехать, да и ладно, там все равно русофобы» – это очень сложно назвать декларацией свободного выбора. Это тот случай, когда достижимое выдается за желаемое и сопровождается идеологически.
В то же время в словах Валерия Федорова есть смысл, который почему-то игнорирует часть европейских политиков. Некоторые, конечно, руководствуются другими соображениями – загородиться от русских, «сделать еще что-то», даже если это иррационально. Но есть и те, кто полагает, что внешние визовые санкции вызовут внутреннее недовольство в России, способное изменить политику Путина. Однако состояние российского общества таково, что Шенгеном фактически пользуются немногие. Европа, запретив выдавать россиянам визы, во многом ударила бы по своим единомышленникам. Стимулировала бы их влиять на политику Кремля, когда реальной возможности это делать просто нет и в обозримом будущем не предвидится.