Донбасс за нами - Маргарита Лисовина и Наталья Качура. Скриншот видео Youtube
Полгода специальной военной операции (СВО) изменили российскую культуру – эта сфера общественной жизни оказалась крайне политизирована. Из страны – по своему желанию или вследствие давления – уехало немало артистов. Некоторым из-за пацифистских высказываний закрыли выход на эстраду и в эфир, их концерты были отменены. Филармонический сезон, который обычно насыщен выступлением мировых звезд, впервые в XXI веке объявлен российским. То же самое касается и оперных театров: премьеры с участием западных постановщиков отложены, в дело вступают только россияне.
В самом этом факте нет ничего плохого – РФ способна не только себя, но и полмира обеспечить талантливыми музыкантами. Принципиально другое: последние десятилетия Россия стремилась войти в мировое музыкальное пространство и сделала это. Речь не только о выступлениях мировых звезд в российских городах (не только столичных), но и о более фундаментальных проектах наподобие постоянного участия оркестра MusicAeterna в Зальцбургском фестивале или заключении договора о копродукции между Большим театром и Метрополитен-опера.
Но сейчас на повестку дня выходят другие задачи, которые считаются представителям власти более важными, чем интеграция в мировую культурную среду. Взять хотя бы трудоустройство артистов из Л/ДНР или наполнение афиши и телеэфира нужным с идеологической точки зрения контентом.
Такие общественные потрясения, как СВО, требуют осмысления или поддержки через культуру, и государство это понимает. На громко антимилитаристские выступления (открытые письма с подписями, посты в соцсетях, высказывания в интервью и творческая рефлексия – стихотворения, песни и т.д.) надо ответить. Желательно не только посадками, штрафами или волчьим билетом в профессии, то есть политически, но и эстетически – через художественное осмысление происходящего.
Этот процесс осмысления идет и в массовой культуре, его результаты активно стараются сделать доминирующим течением. Вот Илья Резник для Льва Лещенко написал реквием «Любимые не умирают», вот Сергей Галанин исполняет песню «Письмо», а Александр Маршал посвящает спецоперации песню «Вещий сон», а вот актуализировалась песня 2017 года «За Донбасс» основателя группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова.
Прямых разнарядок трудоустроить людей с взятых РФ под контроль территорий Украины пока не было, но некоторые театры уже заключили трудовые договоры с донецкими артистами. Федеральные телеканалы начали выпускать в эфир певцов и поэтов Донбасса с сочинениями в поддержку спецоперации. Это, например, композитор и певец Влад Забелин, автор песни «Напиши, что я взял Мариуполь», исполнительница песни «Донбасс за нами» Наталья Качура, поэт-рэпер Аким Апачев и другие. Несложно предположить, что таких примеров будет больше. За первыми выстрелами, видимо, последует очередь: сочинение новых песен, запись альбомов, их продвижение, гастрольные туры по стране… Государство или частные продюсеры – «в порыве патриотизма» или после указаний – возьмутся за новых артистов... Какая доля новичков – таланты, а какая – посредственности, оседлавшие конъюнктурную волну, предсказать невозможно. Но можно вспомнить, что даже в советские времена настоящих творцов от людей, пробившихся наверх исключительно благодаря «пролетарской» или «национальной» квоте, могли отличить не только деятели культуры и искусства, но и простая публика. Такие «звезды» обычно исчезают, не оставив после себя никакого следа, кроме отчетов о госфинансах, потраченных на их раскрутку.