Фото сайта freepik.com
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного влиянию западной культуры и ценностей на Россию и ее граждан. 33% опрошенных считают, что западные цивилизация, демократия, культура «для нас не подходят». Еще 26% считают их «разрушительными и губительными для России». 44% придерживаются мнения, что западная культура «скорее» или «безусловно» отрицательно влияет на вкусы россиян. В то же время большая часть респондентов (55%) согласна с тем, что «мы сами забываем собственную культуру», а не Запад усиливает культурное влияние на Россию.
Последний раз такой опрос ВЦИОМ проводил в 2000 году, и, разумеется, цифры были другими. Граждане чаще говорили о пользе западных ценностей, культуры, общественно-политических механизмов. Впрочем, и тогда лишь 17% говорили о положительном влиянии западной культуры на вкусы россиян, а большинство было против такого воздействия.
Отчасти ответы определяет структура самого вопроса. Он изначально указывает на антагонизм «их» и «нас», на «их» культурную и ценностную экспансию. Человек, которого помещают в такую систему координат, часто рефлекторно высказывается против чужого влияния. Негативные явления, которые он обнаруживает в современном ему обществе, человеку комфортнее объяснять внешним воздействием, а не особенностями развития нашего сложного социального организма.
Если говорить о музыке, живописи, театре, то провести разделение на «наше» и «не наше» очень непросто. Русская культура в этом смысле интегрирована в западную – и наоборот, они органично сочетаются, не противоречат друг другу, любой антагонизм здесь выглядит искусственным. Но так глубоко те, кто проводят опросы, и те, кто им отвечает, не копают. Они остаются на уровне стереотипов и предубеждений («русская культура – высокая и нравственная, западная – низменная, пошлая»).
Возраст респондентов, конечно, играет важную роль, и сами социологи ВЦИОМа это подчеркивают. Негативные оценки Запада и его влияния начинают превалировать в возрастных группах от 35 лет. Люди помоложе чаще находят в западных цивилизации, демократии и культуре что-то полезное. Влияет место проживания и образование. Житель большого города, окончивший университет, реже говорит о пагубном влиянии Запада, чем тот, кто живет в небольшом городе или селе и в вузе не учился.
Власть склонна ссылаться на опросы такого рода, запуская те или иные законодательные механизмы, объясняя свою политику, антизападничество, порой добровольный изоляционизм. Она по большому счету выбирает между двумя большими электоральными группами. И выбор этот – в пользу старшего поколения, в пользу прошлого, которое хочет, чтобы будущее было похожим на него, и поэтому негативно оценивает настоящее.
Общество в России в 2000 году не было прозападным. И достаточно вспомнить реакцию и политиков, и граждан на события в Югославии, чтобы увидеть дискурсивное сходство с тем, что происходит сегодня. Вместе с тем это было время кризиса, радикальной перестройки социальной, экономической, политической формаций. Рядом были примеры успешных западных обществ, а потому многие могли проводить разграничение между внешней политикой элит и работающими механизмами, обеспечивающими благополучие.
Начался сырьевой бум. Люди ощутили улучшение благосостояния, подъем качества жизни, но не видели, чтобы это было как-то обусловлено адаптацией западных механизмов. Демократии становилось меньше, а денег объективно становилось больше. В общественном сознании влияние западных норм стало обесцениваться. Западная демократия – это прежде всего самостоятельность институтов. В России такую систему создать не получилось. Но психологически людям проще сказать, что нам она просто не подходила.