Фото Pixabay.com
Россия показательно и быстро возводит новое жилье на недавно взятых под контроль территориях Донбасса. В Мариуполе, в котором по состоянию на 2021 год проживало около 430 тыс. человек, в ходе боестолкновений была разрушена большая часть жилья – сообщалось, что свыше 60% домов не подлежат восстановлению. Теперь там возводится целый квартал на площадке в 115 га. Минобороны РФ намерено завершить в Мариуполе до конца года возведение с нуля 12 пятиэтажных жилых домов, это более 2,5 тыс. квартир. Причем первые две многоэтажки будут сданы уже к началу нового учебного года. Задействованы более 1,3 тыс. строителей и 150 единиц спецтехники.
Но пока не сообщается, какие правовые основы строительства российского квартала в Мариуполе, из каких статей бюджета идут затраты. Минобороны безвозмездно передаст дома властям ДНР, которые распределят жилье по квотам. То есть пока эти дома выглядят как гуманитарная помощь соседнему независимому государству, которое президент России признал 21 февраля. Кроме того, уже свыше трети российских регионов взяли шефство над населенными пунктами Донбасса. Как пояснял в конце мая пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, чтобы российские регионы брали такое шефство, никаких документов не было. «Но по большому счету они и не требуются, – говорил он. – Регионы по своему усмотрению самостоятельно могут брать в подшефные другие регионы, в том числе регионы Донбасса». «Юридически оформлять это необязательно», – добавлял Песков.
Как можно судить, частично средства на восстановление пострадавших районов Донбасса выделяются из бюджетов регионов РФ, частично идут финансовые вливания бизнеса. Но все же остаются вопросы. Как субъекты РФ будут учитывать свои бюджетные затраты по таким принципиально новым статьям расходов, которые, возможно, не ограничатся одним этим годом? Из каких источников такие допрасходы будут покрываться? Возможно, без поправок в бюджетном законодательстве и без юридического оформления все же не обойтись.
На наших глазах, судя по всему, формируется новый механизм финансирования, возведения и бесплатного распределения жилья, который, кстати, был бы весьма востребован и внутри России. Ведь проблема доступности жилья в РФ стоит остро, в том числе для тех категорий граждан, которым полагается бесплатная или льготная жилплощадь. Речь идет о тех, кто живет в домах, признанных аварийными, об инвалидах, о детях-сиротах. Получить новую квартиру теоретически можно, например, по программе расселения коммунальных квартир или по программе улучшения жилищных условий, если люди ютятся на метрах меньше учетной нормы жилого пространства.
Но по таким программам бесплатное жилье выделяется в основном медленно. Допустим, дети-сироты. Они «стоят на очереди по 10 и более лет», признавал спикер Госдумы Вячеслав Володин. По данным Счетной палаты, в стране только растет очередь из детей-сирот, ожидающих своего жилья: на начало 2020 года на учете состояли 274,7 тыс. человек, а на начало 2022-го – уже 298,5 тыс. «Цена вопроса решения этой проблемы для страны составляет 300 млрд руб., – сообщал в этом году до начала спецоперации вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. – Мы в год тратим... на все решения жилищных проблем 10 млрд руб.». «Давайте в бюджете примем решение, сколько мы будем на это добавлять денег», – призывал он.
Отечественной стройиндустрии вполне по силам быстро решить и проблему расселения жилья, признанного аварийным. Его, по данным Минстроя, с начала 2017-го по начало 2022-го набралось около 13,7 млн кв. м. При этом в РФ ежегодно возводится около 80 млн кв. м жилья, а в 2021-м даже был установлен исторический рекорд – возвели 92,6 млн кв. м. Всего за последние пять лет было построено свыше 400 млн кв. м жилья. То есть за эти годы для решения проблемы аварийки достаточно было бы выделить немногим более 3% от всех возведенных квадратов. Однако для этого нужен, видимо, мариупольский импульс.