Фото сайта culture.gov.ru
Закончился сезон – можно подвести итоги. Осенью многие театры в Москве начнут работать с чистого листа, целая плеяда коллективов была объединена или обновлена в руководящем составе. А музеям спустили рекомендации по творческому планированию.
Казалось бы, за четыре месяца спецоперации мало что изменилось: выходят премьеры, звучат концерты, зрители посещают выставки и фестивали, а актеры и певцы получают в Кремле звания «народных». О том, что часть творческой интеллигенции уехала и продолжает уезжать из страны, публика читает между строк – спектакль исчез из афиши, заменен исполнитель, закрываются независимые творческие образования, etc.
Все это время госведомства, возможно, составляют неофициальные списки «неблагонадежных», подписавших пацифистские письма театральных деятелей или публично высказавшихся эстрадников, которые ведут к перестановкам на руководящих должностях или негласным запретам на гастроли. Государство неукоснительно перенаправляет вектор культурной политики. Можно с уверенностью сказать – сфера культуры в стране уже не будет прежней, как не будет прежней и жизнь в России. Культура, отражая новую реальность, берет курс на эзопов язык, на изоляцию (сотрудничество и обмены только с «дружественными странами»), на почвенничество и консерватизм. Возвращается к советскому стилю и риторика деятелей культуры. К примеру, директор «Ленкома» Марк Варшавер, приветствуя на посту нового худрука в Гоголь-центре Антона Яковлева, подчеркнул, что если Театр назван именем Гоголя, то и ставить должен Николая Васильевича, и точка.
Чиновники формулируют новые правила в официальных постановлениях. Министр культуры Ольга Любимова объявила о внедрении нового формата планирования выставочной деятельности федеральных музеев. «Впервые руководители наших музеев будут представлять в Минкультуры свои планы на будущий год в очном формате. По итогам защиты будет формироваться единый выставочный план, который будет публиковаться в открытом доступе», – сообщила Любимова. Документ, принятый в июле, будет комплексно регламентировать взаимодействие Минкультуры с подведомственными музеями.
Выставочные планы и прежде были известны, но не в виде разнарядки сверху. Крупные музеи и раньше сами всегда объявляли их под Новый год. Однако скорее всего под предлогом удобства публики – новый порядок якобы позволит посетителям заранее планировать походы в музеи – появится очередная ступенька контроля. Через усугубление бумажной волокиты и удлинение пути к реализации проектов, что особенно чревато для современного искусства, где все время порываются найти обидное и оскорбительное. В условиях изоляции очевидно и процветание понятий «своих» и «чужих»: в документе зафиксированы «регионально-страновые приоритеты», которыми отныне музеи должны руководствоваться – с учетом рекомендаций МИД РФ.
Наиболее опасно звучит пункт нового регламента «о предотвращении проведения на выставочных площадках подведомственных музеев выставок, не соответствующих Стратегии нацбезопасности РФ и Основам государственной культурной политики». Вместе с указанием министерства на то, что при защите презентаций музеев (сродни, видимо, кинопитчингам) «будет учитываться целевая аудитория, а при формировании плана на год будут выделены знаковые проекты», остается открытым главный вопрос: кто и как будет экспертно в ведомстве эти проекты оценивать?
Подобные документы, которые, видимо, будут множиться, иллюстрируют попытку нивелировать роль культуры как гуманитарного моста. Культура, как теперь фиксируется законодательно, поставлена на службу политике.