Графика freepik.com
Роскомнадзор собирается заблокировать еще несколько VPN-сервисов. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете Дмитрий Мариничев на прошлой неделе заявил, что VPN – «абсолютно легальная и нужная технология, обеспечивающая информационную безопасность». Однако владельцы таких сервисов должны блокировать доступ к запрещенным в РФ сайтам внутри самих сетей. Проблема заключается в том, что российские граждане как раз и используют VPN для доступа к заблокированным ресурсам. По некоторым данным, с 24 февраля это коснулось десятков тысяч сайтов, соцсетей и приложений.
VPN-сервисами пользуются не только граждане в частном порядке, но и организации, в том числе государственные учреждения, банки, СМИ. Это необходимо для доступа к актуальной информации. Где-то на покупку нужной технологии тратятся бюджетные деньги. В интернете над этим парадоксом уже достаточно посмеялись в июне: одна государственная организация блокирует сайты, а другие государственные организации платят за их разблокировку.
Фонд «Общественное мнение» между тем провел опрос, посвященный отношению граждан к блокировкам сетевых ресурсов. Четверть респондентов пришлось «отсечь» после первого вопроса: «Пользуетесь ли вы интернетом?» 25% либо не пользуются, либо делали это больше недели назад (то есть глобальная Сеть не стала важной частью их жизни).
Среди остальных голоса распределились так: 31% считает блокировки оправданной и необходимой сейчас мерой, 27% с этим не согласны, а 16% не нашлись, что ответить. Те, кто поддерживает ограничения, чаще всего (11% случаев) говорят о необходимости борьбы с фейками, лживой и недостоверной информацией, то есть, по сути, повторяют официальные формулировки. Второй по популярности вариант объяснения среди этой группы – «в интернете много лишней, ненужной, негативной информации». Вероятно, такие люди поддержали бы блокировки и без спецоперации.
Те, кто не поддерживает ограничения, в первую очередь (7% случаев) говорили об их бессмысленности – «люди все равно найдут нужную им информацию». Были и другие варианты ответов: нарушение права на доступ к информации, дискомфорт для людей, привыкших пользоваться соцсетями для общения и развлечения, недопустимость запрета альтернативной точки зрения.
Еще один существенный момент из опроса ФОМ: 38% не видят ничего предосудительного в том, чтобы пользоваться заблокированными соцсетями и прочими сетевыми ресурсами. Лишь 18% находят, что это недопустимо.
Исследование ФОМ приводит к мысли, что значительная часть граждан действительно поддерживает практику блокировок в Сети, принимает мотивировку власти. Но эта значительная часть – не доминирующая, что и показывают конкретные цифры. Противников блокировок немногим меньше. Сторонников доступа даже к запрещенным ресурсам просто больше.
Однако здесь мы сталкиваемся с технологией формирования большинства и подавляющего большинства в российской социально-политической среде. К голосам, осознанно поддерживающих решения власти, всегда можно прибавить «пассивно поддерживающих», своего рода засадный полк общественного мнения. Это, например, те самые 25% респондентов, не пользующихся интернетом. Когда им приходится выбирать между двумя опциями, они очень часто по инерции говорят «да» точке зрения власти, не имея при этом четкого представления о предмете разговора, личного опыта соприкосновения с ним. Это можно наблюдать и в случае с другими законами и практиками, например с присвоением статуса иноагента.
Социологи ФОМ вполне добросовестно и ради чистоты эксперимента вынесли таких людей за скобки и получили любопытные результаты. Политики, желая показать, что их поддерживают, так экспериментировать не будут.