Фото freepik.com
Одна из крупнейших в мире дипломатических сетей переживает масштабную реформу, ставящую вопрос о будущем карьерных профессионалов. Сотрудники МИД Франции недавно были вынуждены провести забастовку, чтобы выразить недовольство перезагрузкой системы госуправления, преследующей цель создать принципиально новый корпус административных служащих. Его появление размывает особый статус дипломатов и интегрирует их с представителями гражданских структур, что, по задумке президента Эмманюэля Макрона, должно повысить кадровую гибкость и обеспечить иммунитет от формирования узких элитных интересов. Тем не менее реформа фактически обесценивает значение карьерных дипломатов – людей, чьим капиталом являются не менеджерские навыки, а доскональные знания по конкретному географическому направлению. «Диалог с почти 200 государствами на их языке, переговоры, сохранение мира – дипломатия предназначена для профессионалов, а не для импровизаторов», – отмечала директор по Северной Африке и Ближнему Востоку в МИД Франции Анн Геген.
Растущая фрустрация вынуждает профильных специалистов покидать внешнеполитическую службу раньше срока. Но эту тенденцию вряд ли можно назвать исключительно французским явлением. В первый год президентства Дональда Трампа Госдепартамент США потерял около 60% своих карьерных послов, свидетельствовали оценки, которые представил два года назад комитет Сената по международным отношениям. Более того, за три года работы команды президента-республиканца 11 позиций помощников или заместителей госсекретаря либо остались вакантными, либо оказались заполнены временными фигурами. В докладе сенаторов цитировались неназванные сотрудники ведомства, которые констатировали в этой связи потерю институциональных знаний и сущностного опыта. Подобное кадровое истощение было тесно связано с вопросом лояльности президентской команде. Именно этот процесс, как отмечали законодатели, привел не только к опустошению переговорных комнат, но и к повышению рисков потери глобального лидерства.
Приход к власти Джозефа Байдена закрепил тенденцию на снижение привлекательности дипломатической службы. Около трети сотрудников внешнеполитического ведомства США рассматривали вариант с уходом в отставку в первый год его президентства, говорилось в специальном исследовании Института изучения дипломатии и Гарвардской школы Кеннеди. Эксперты фиксировали кризис удержания кадров внутри Госдепа. Не исключено, что на это в значительной степени повлиял и специфический подход Белого дома к разрешению кризисных ситуаций во внешней политике. В частных беседах с американскими СМИ сотрудники дипломатического ведомства в последние месяцы выражали глубокое сожаление в связи с тем, что некоторые его функции были делегированы главе ЦРУ Уильяму Бернсу, который одним из первых в нынешней администрации нанес визит в Саудовскую Аравию, чтобы реабилитировать испорченные контакты с кронпринцем Мухаммедом бин Сальманом. Растущая инициативность аппарата безопасности стала неприятным сюрпризом для сотрудников внешнеполитического ведомства.
Не исключено, что дипломатия, искусство невозможного продолжит сталкиваться с рисками потери своих верных служителей – карьерных профессионалов, которые вынуждены отступать перед глобальным запросом на политических назначенцев, чье растущее превосходство, может быть, и облегчает процесс имплементации решений высшего руководства, но внушает недоверие к его способности и готовности находить мирные, неконфликтные способы урегулирования. Кризис карьерной дипломатии – это кризис поиска невозможных решений на благо народов, оставляющий, к несчастью, широкое пространство для импровизаторов, которые нередко действуют импульсивно и поэтому повышают риски конфронтации. n