Коллаж НГ-Online
На фоне украинского конфликта, требующего оперативных шагов по поддержке Киева и сдерживанию России на восточном фланге, в НАТО завершается работа над новой стратегической концепцией, которая будет принята в конце месяца на саммите в Мадриде. Как сообщил на днях генсек альянса Йенс Столтенберг в интервью испанской газете АВС, мадридская встреча в верхах будет иметь чрезвычайно важное значение: утвержденная на ней концепция, которой НАТО будет руководствоваться как минимум до 2030 года, отразит актуальную реальность в сфере международной безопасности.
Новый документ предполагает изменение статуса России, которая в его предыдущей версии фигурировала как партнер, и включение первоочередной задачи сдерживания Китая. Об этом рассказал итальянский представитель в НАТО Франческо Мария Тало в интервью агентству ANSA. «Из-за своего возвышения Пекин входит в зону наших интересов и подталкивает нас к оценке последствий», – пояснил он включение в готовящуюся концепцию Китая.
Смысл китайской угрозы для НАТО расшифровал председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США Марк Милли. Китай развивает свой потенциал в различных областях и «каждый день работает над сокращением технологического разрыва с США». Власти КНР, по словам Милли, полны решимости коренным образом пересмотреть международный порядок в свою пользу к середине века, намерены стать равными США в военном плане к 2035 году, захватить Тайвань к 2027-му. Для этого они вкладывают значительные суммы в современные ядерные средства, которые могут достигать всей территории НАТО.
Похоже, что к расширению традиционной зоны ответственности альянса, который в 1949 году был создан для защиты Европы от советского влияния, подталкивают союзников США. В основе новой китайской стратегии Белого дома, которую огласил в минувший четверг госсекретарь Энтони Блинкен, лежит принцип «интегрированного сдерживания» – привлечения союзников и партнеров для противодействия растущему влиянию Пекина.
В Вашингтоне считают, что главный вызов Америке и ее союзникам бросает не Россия, а Китай, обладающий вторым по размеру военным бюджетом. По словам Блинкена, Китай – единственная страна, располагающая военной, экономической, дипломатической и технологической мощью для того, чтобы сломать международный порядок, который был выстроен после окончания холодной войны.
Власти КНР предсказуемо сочли выступление госсекретаря оскорбительным и раздувающим китайскую угрозу с целью сдержать развитие страны. В этой связи официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь посоветовал Соединенным Штатам послушать старую китайскую песню, в которой поется о том, что, когда приходит друг, его встречают хорошим вином, а если приходит шакал, то его встречают охотничьим ружьем.
О том, как изменится будущая стратегия НАТО, сообщила и принявшая участие в недавней министерской встрече в Берлине глава МИД Великобритании Лиз Трасс. «Важно, чтобы мы сконцентрировались на глобальном НАТО. Защищая евро-атлантическую безопасность, нам также необходимо обращать внимание на безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе»,– подчеркнула она нацеленность альянса на Китай.
Словом, заявлено стремление создать глобальное НАТО как механизм управления международной безопасностью. Амбиции альянса выйти за пределы его традиционной зоны ответственности на Европейском континенте прокомментировал во вторник в столице Бахрейна глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, теперь НАТО выступает в роли глобального полицейского, а не оборонительного альянса. «НАТО «обеспечивает» глобальную безопасность, в том числе, как они говорят, в Индо-Тихоокеанском регионе, открыто объявляя о необходимости сдерживания КНР и России, – указал министр. – Концепция «порядка, основанного на правилах», предполагает, что доминирование Запада происходит при главенстве США над всем».