Фото агентства городских новостей "Москва"
Госпропаганда каждый день начинает с сообщений о росте пророссийских настроений на так называемых освобожденных территориях Украины. Например, 25 мая все узнали, что Запорожская область, как только Киев утратит над ней контроль, возьмет курс на вхождение в состав РФ.
Процесс присоединения Украины к России по частям по мере развития спецоперации, судя по всему, одобрен на самом верху. Доказательство тому – указ Владимира Путина об упрощенном принятии в гражданство РФ жителей Запорожской и Херсонской областей. Напомним, что Донбасс после 2014-го дожидался такого полдесятка лет. При этом возможное присоединение скорее всего будет проходить в максимально облегченном с правовой точки зрения варианте.
Если прежде высокопоставленные лица обязательно подчеркивали необходимость референдумов как единственного способа выяснить мнение людей, то теперь не отвергаются и чисто аппаратные подходы. Их как раз и предлагают местные деятели, поставленные Москвой на руководство. Скажем, на Херсонщине не хотят проходить фазу как бы независимой народной республики, чтобы через этот формат по образцу ДНР и ЛНР вписаться в законодательство о принятии новых субъектов РФ. Там просят изначально считать их таковым субъектом. Судя по всему, по тому же пути намерено идти и Запорожье.
И, похоже, Кремль в контексте спецоперации такая простота в принципе уже не смущает, как и окончание самой этой поговорки. А пророссийский актив так прямо и говорит: дескать, все равно референдумы не признают ни Украина, ни Запад, ни какие-либо международные структуры. И тогда зачем городить потемкинские деревни? Но еще это можно считать сигналом Кремлю снизу: есть большие сомнения, что реальную электоральную процедуру сейчас удастся организовать и провести.
И все-таки Москва, наверное, заставит соискателей места в дружной семье российских регионов устроить недореферендум-квазиплебисцит наподобие всенародного голосования 2020 года по поправкам к Конституции РФ. С одной стороны, это будет всего-то массированный соцопрос, а с другой – вроде бы выданное народом своего рода признание легитимности нужных власти решений.
При этом в Кремле по традиции, похоже, пока лишь в общих чертах думают о том, что будет дальше – после той или иной формы поглощения новых территорий. А дальше, возможно, встанет вопрос уже об «украинской» корректировке Основного закона, поскольку Запорожье, Херсонщина, ДНР и ЛНР добавляют России около 5,5 млн человек. Чисто технически это означает требование образовать не менее десятка одномандатных округов для выборов в Госдуму. И эти округа придется либо отнимать у нынешних субъектов РФ, либо добавлять сверху через увеличение числа депутатов.
Будет и проблема с подсчетом забираемых под Россию людей: опираться ли на формальную численность из украинского реестра или все-таки считать по головам. Но на какой момент – начала спецоперации или ее завершения? И что надо будет делать с явно не лояльными группами электората – прежде всего городского населения? Максимально от них избавляться или жестко подавлять? В общем, есть сомнение, что обленившийся госаппарат справится с вызовами – и у политической системы РФ может случиться несварение желудка из-за большой массы своеобразных украинских избирателей.
Все восемь лет госпропаганда постоянно упрекала Киев, что Донбасс нужен тому с точки зрения контроля над территорией, а не симпатий тамошнего населения. Похоже, что теперь в аналогичную ситуацию попадает и Москва. Между тем для развития России в качестве современного государства люди явно важнее земель, которых и так хватает. Но если дело исключительно в геополитических играх, то тогда, конечно, наоборот.