Графика Reuters
Прошло два с половиной месяца с тех пор, как на Россию обрушилась лавина беспрецедентных санкций. Под удар попали ключевые сектора экономики, заморожены золотовалютные резервы. Резко усилен экспортный контроль, особенно по высокотехнологичным товарам. Корпоративные бойкоты введены повсюду – от фастфуда до доступа к иностранным базам научных публикаций. Активное сооружение нового железного занавеса сопровождается конфискацией собственности граждан РФ за рубежом вне судебных процедур. При этом внесенный в Конгресс США законопроект позволит использовать изъятое имущество «для возмещения ущерба, причиненного Украине».
Всего, по словам спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина, с 2014 года против России введено 10 218 санкций – больше, чем против какого-либо другого государства. Казалось бы, арсенал антироссийских санкций исчерпан.
Но нет. Накануне Дня Победы страны «большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) решили ужесточить ограничения, чтобы «не допустить победы» России. В минувшее воскресенье лидеры G7 провели онлайн-переговоры по ответным мерам на военную спецоперацию РФ в Украине с участием президента Владимира Зеленского. В итоговом заявлении лидеры элитного клуба пообещали ужесточить экономическую изоляцию России и «поднять на новый уровень» кампанию против российских элит, поддерживающих Владимира Путина.
Они подтвердили, в частности, что отрежут Россию от «ключевых сервисов, от которых она зависит». Будут приниматься новые меры как против российских банков, так и попыток властей РФ «распространять свою пропаганду». Участники виртуального саммита призвали частные компании «не обеспечивать выручкой от своей деятельности российский режим или его дочерние структуры, через которые осуществляется снабжение российской военной машины». Наконец, они подтвердили приверженность постепенному отказу от российских энергоносителей, в том числе запрету на импорт нефти.
Новые подтверждения решимости Запада поступили сразу после этой встречи. Об очередных санкциях объявили США, Канада, Япония и Великобритания. В частности, Вашингтон ввел дополнительные ограничения на поставки Москве промышленной продукции, включая двигатели и бульдозеры, запретил американским компаниям предоставлять российским партнерам аудиторские и консалтинговые услуги, а также размещать рекламу на российских телеканалах: Первом канале, «России 1» и НТВ. Под санкции подпали руководители Сбербанка и Газпромбанка, Московский индустриальный банк и десять его дочерних компаний, а также почти 2,6 тыс. российских и белорусских чиновников, имеющих отношение к военной спецоперации. «Сегодня мы еще больше ограничиваем экономику России и доступ к услугам и технологиям, необходимым ей для осуществления этого неспровоцированного вторжения, – прокомментировала рестрикции министр финансов США Джанет Йеллен. – Предотвращение доступа России к ценным профессиональным услугам Соединенных Штатов усиливает давление на Кремль и лишает его возможности обойти санкции, введенные США и нашими партнерами».
Канада включила в санкционный список еще 40 российских бизнесменов и военных, Япония расширила свой до 130 человек. В Британии новые ограничения затронут более 96% импорта из России и 60% экспорта. ЕС надеется согласовать шестой пакет, предусматривающий отказ от закупок российской нефти, отключение Сбербанка от системы SWIFT и другие меры, к 15 мая.
В Москве исходят из того, что никакие уступки по Украине не приведут к отмене санкций. Поэтому, по словам главы МИД Сергея Лаврова, Россия продолжит адекватно реагировать на вводимые ограничения, сфокусируется на работе по дедолларизации, деофшоризации, импортозамещению, укреплению технологической самостоятельности. Российская точка зрения пессимистична: санкции с нами навсегда.