Фото агентства городских новостей "Москва"
В российской элите в последние несколько дней стали модными рассуждения на тему патриотизма. Высшие чиновники делятся соображениями, как правильно любить родину и кто соответствует критериям патриота, а кто – не соответствует.
Так, по заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «большим патриотом» он считает телеведущего Ивана Урганта, которого ранее подвергли критике за отъезд из страны. На эти слова отозвался глава Чечни Рамзан Кадыров, сказав, что у Пескова «какая-то несозревшая» шкала приоритетов. «Я и не знал, но, оказывается, чтобы стать патриотом своей страны, надо раскритиковать действия России, уехать за границу, причем громко и пафосно, создав шумиху вокруг персоны, а потом, когда политический градус противостояния упадет, вернуться обратно как ни в чем не бывало», – сказал он. В ответ Песков предложил не устраивать соревнования в том, кто больше является патриотом. «Тем более когда мы все должны быть объединены вокруг нашей страны и нашего президента», – подчеркнул он. По словам Пескова, патриотизм – это любовь к родине и готовность идти на жертвы, когда это требуется.
К обсуждению стали подключаться и другие випы. «Патриотизм – это не образ твоих мыслей, это твои действия. И еще. У тех, кто любит родину, – очень разные лица. У предателя всегда одно лицо – лицо предателя. Главное – вовремя отличить это лицо», – в характерном для себя стиле высказался заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Сказано ярко, но неконкретно. Конкретику не оставил в стороне спикер Госдумы Вячеслав Володин, приведя в пример депутата Адама Делимханова, который вместе с росгвардейцами из Чечни с начала военной операции находится в Донбассе. «Сегодня момент истины для всех нас. Любовь к родине и ее предательство – это не абстрактные понятия, а конкретные поступки», – подчеркнул Володин, в общем-то, клишированную мысль.
Дискуссия оставляет странное впечатление. Собственно, все ее участники едины в том, что обстоятельства требуют консолидации вокруг курса власти. Прямо прозвучало – вокруг страны и президента. Глава государства – видимо, главный адресат всех этих заявлений, именно на него они рассчитаны. Элита соревнуется, кто проявит по отношению к нему больше лояльности. А кто не согласен с такой постановкой вопроса – тот, получается, отступник и предатель. Или по крайней мере подозрительный персонаж.
Такая трактовка чрезвычайно сужает понятие патриотизма. Да и патриотизм ли это вообще? Чиновники правильно говорят, что патриотизм – это не абстрактные понятия, а конкретные поступки. Но выражаться эти поступки далеко не обязательно должны лишь в солидаризации с президентом, прямой поддержке военной спецоперации в Украине, клеймении врагов. Скажем, та часть российского бизнеса, которая в нынешних сложных экономических условиях изыскивает ресурсы на увеличение зарплат работников своих предприятий, сохраняет и привлекает новые кадры, пытается удержать ассортимент продукции и цены, проявляет меньше или больше настоящего патриотизма, чем Ургант или Делимханов?
Непременным качеством патриота является забота об улучшении жизни в стране и повышении уровня жизни всех сограждан. Если уровень жизни падает вследствие проводимого курса, то такой курс трудно назвать патриотическим, а тех, кто его поддерживает, – патриотами. Иначе трудно логически объяснить разницу между врагами России, желающими снижения уровня жизни россиян, и самопровозглашенными патриотами, курс которых ведет к такому снижению. Судят не по декларациям, а по результату, не по словам, а по делам и результатам. Все остальное относится к жанру демагогии на патриотическую тему.