Графика freepik.com
Регионы сегодня массово отменяют ограничения для губернаторов избираться более двух сроков подряд, но, хотя многим из них это пригодилось бы прямо сейчас, они не знают, будут ли у них еще выборы. Потому что их отмена четко вписывается в логику упрощения системы управления страной, которую заложил конституционный плебисцит 2020 года.
А тут еще и вступление России в эпоху спецопераций, из которых украинская стала первой, но в перспективе, похоже, окажется вовсе и не самой трудной, диктует дальнейшую примитивизацию госмеханизма. Это не критика, а констатация: мобилизационная действительность объективно требует, чтобы решения и принимались, и доводились оперативно, и, главное, именно так претворялись. И в военной сфере, и в социально-экономической, информационной, политической и пр.
Что в этом отношении проглядывается в сегодняшней жизни? Мобилизующая народ риторика имеет место быть, но доверия к своей адекватности она пока не вызывает. Вот буквально только что госпропаганда впала в конфуз с историей о якобы бескомпромиссных требованиях России платить ей за голубое топливо только рублями. Еще пару-тройку дней назад это считалось асимметричным ответом на санкции, а теперь преподносится как правовая лазейка в помощь западным партнерам РФ.
Есть и кейсы более локальные, но тоже показательные. В Псковской области обсуждают новую систему власти в стольном граде. Управляющий Псковом, мол, и должен называться главой города, председатель же горсовета данного титула лишается. И выдвигается такой аргумент: дескать, в новой реальности и на фоне ее последствий и в политике, и в экономике надо, чтобы «на любом уровне быстро принимались отвечающие запросу ответственные решения».
Между тем тут вообще-то выдвинуто сразу два ложных тезиса. Во-первых, такая реформа управления Псковом никак не связана со спецоперацией и мобилизацией. Она уже прописана в будущем законе о муниципальной власти, который просто исполняется досрочно. Во-вторых, это, конечно, рассуждения о том, что в большинстве случаев между низовыми руководителями происходят конфликты, разрешение которых падает на губернаторов. Странно слышать подобное от «Единой России», люди которой на всех постах и сидят, но почему-то с понятными им и ими же созданными проблемами не справляются.
То есть идет речь как о честности оценки принимавшихся и принимаемых решений, так и, что важнее, об их изначальном качестве. Это актуально потому, что сквозь асфальт победных сводок с украинских просторов пробиваются знакомые ростки: не время спорить, все для победы, затянем ненадолго пояса, сплотимся ради будущего и т.д. Но одновременно выяснилось, что не все однозначно со стратегией в проведении спецоперации. А стратегия перехода в плоскость какого-то мирного урегулирования, кажется, и вовсе отсутствует. Также, похоже, нет стратегии то ли сохранения России в мировом процессе разделения труда, то ли ее автаркического существования.
Поэтому ключевой вопрос: для чего мобилизация? Для того чтобы власть выпуталась из допущенной ошибки? И именно для этого надо заткнуть политическую оппозицию, ввести, по сути, предварительную цензуру, отменить выработку и обсуждение любых альтернативных сценариев? А нужно это, получается, только ради того, чтобы та же власть имела больше возможностей совершать ошибки очередные?
В истории страны – даже совсем недавней – есть примеры как реальной мобилизации с лозунгами или без них, так и громких призывов без весомых результатов. Из первых это, скажем, действия правительства в начале 90-х годов, когда надо было любыми способами насытить товарный рынок. Из последних – нацпроекты и наццели, при реализации которых не было сомнений лишь в том, что действия эти сопровождались освоением бюджетов.