Фото агентства городских новостей "Москва"
Вскоре после начала специальной военной операции в Украине лидеры мировой киноиндустрии объявили об остановке деятельности в РФ – и за последний месяц процесс отказа от сотрудничества набирает обороты. С Россией не работают Disney Studios, Sony Pictures, Paramount Studios и Universal, то есть на территории страны не будет показан ряд блокбастеров, среди которых «Бэтмен», «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», «Скорая», «Мир Юрского периода: Господство», «Соник-2 в кино». Отзывают подписки лидеры онлайн-кинотеатров – в частности, Netflix работает в России последний месяц. Компания также приостановила производство совместных с российскими кинематографистами проектов: сериалы «Анна К» со Светланой Ходченковой, «Ничего особенного» с Юрой Борисовым, триллер «Зато» Дарьи Жук и т.д.
Однозначно высказались престижные кинофестивали: отечественных делегаций не ждут в Каннах, Венеции, Берлине и т.д. Да и президент фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский заявил, что этот смотр в РФ тоже не состоится.
Согласно прогнозам, прокатчики могут потерять около 5 млрд руб. Предварительные расчеты составлялись на март, но очевидно, что весной что-то вряд ли изменится, а потому первоначальные цифры многократно умножатся. Таким образом, прокатчиков, еще не оправившихся от последствий пандемии, ждет финансовый коллапс. Не исключено, что многие кинотеатры закроются навсегда. Ассоциация владельцев кинотеатров уже обратилась к государству за помощью – но сочтет ли оно нужным поддерживать кинозалы, в которых нечего показывать?
Иностранные компании тоже терпят колоссальные убытки – российский рынок был огромен. Но больше в этой ситуации волнует вопрос, что ждет отечественную киноиндустрию. Чтобы хоть как-то заполнить сетку, с полок вытащили даже фильм Алексея Балабанова «Брат», в ход пошли и лидеры проката последних лет – «Холоп», «Движение вверх» и др. Сейчас сложилась идеальная ситуация для оценки масштабной деятельности по продвижению отечественного кино, которая была запущена при Владимире Мединском и играла часто спекулятивными методами. Итог – без западных премьер кинорынок умрет. Как ни старались устроители питчингов и распределения грантов, сегодня показать практически нечего. Разве есть смысл возвращать в прокат фильм «Зоя» или «Крым», которые зрители критиковали за слабые художественные качества? Мединский в четверг заявил, что показывать можно «даже иностранное хорошее кино без авторских прав – кому сейчас нужны эти авторские права?».
Если будущее российской киноиндустрии туманно, то совершенно ясно, что свобода творчества в стране под угрозой. Дотации будут выделяться или на то, что удобно государству, например не связанные с реальной жизнью комедии, или идеологически верное кино – наверняка на чьем-то столе уже лежит сценарий о защитниках Донбасса. Но это значит, что неминуема гибель авторского кино: даже если создатели найдут финансирование, фильмы могут не пройти цензуру.
В Министерстве культуры готова концепция развития отечественного кино до 2023 года. Представляя ее на заседании комитета Госдумы по культуре, замминистра культуры Алла Манилова сказала: «Есть понимание в правительстве, что отрасль нужно дофинансировать, доподдержать. Я имею в виду собственное кинопроизводство, российское, которое должно в количественном смысле сейчас заместить». И добавила, что события последнего месяца стали «триггерным механизмом», стимулирующим скорейшее утверждение концепции. В документе речь идет о возрождении киностудий – «Ленфильма», Свердловской, имени Горького. Если дело пойдет по самому худшему для страны сценарию, мы вернемся в прошлый век, когда в кинотеатрах шло только отечественное кино. Правда, тогда для его создания хотя бы были условия. Сегодня же они существуют только на бумаге – в не принятой пока концепции развития отрасли.