Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден объявил о введении запрета на импорт российских нефти и газа в ответ на события в Украине. В своем выступлении в Белом доме он подчеркнул, что развитие вооруженного конфликта не принесет победы российскому лидеру. «Путин может быть в состоянии взять город, но он никогда не сможет удержать страну, – сказал Байден. – Если мы сегодня не ответим, завтра цена свободы будет еще выше». В то же время глава США признал, что стоимость расширения рестрикций против Москвы почувствует на себе и сам Вашингтон: ситуация обещает привести к дальнейшему росту цен на бензин. На этом фоне американский президент призвал нефтегазовые компании и финансовые фирмы не отыгрываться на потребителях и попытаться сдержать стоимость.
Дестабилизация рынка энергоносителей ставит Америку перед необходимостью поиска альтернативных поставщиков. И пока что внимание Вашингтона привлекает круг тех столиц, которые находятся с ним в крайне непростых отношениях. В эти выходные американская делегация высокого уровня посетила Венесуэлу – государство, которое на протяжении последних лет находится под жесткими экономическими санкциями США. Сообщалось, что в обмен на согласие «заменить» российскую нефть руководству страны во главе с Николасом Мадуро было обещано снятие секторальных ограничений, наложенных при Трампе. Послабления должны быть временными, однако инициатива все равно вызывает вопрос о готовности США легитимизировать тот режим, которому они активно противостояли.
Другим вариантом для Байдена становится Эр-Рияд. В СМИ просочилась информация, что Белый дом прорабатывает очные переговоры между президентом США и саудовским наследным принцем Мухаммедом бин Сальманом. С момента своей инаугурации Байден старательно уклонялся от личного общения с наследником престола даже по телефону. Это было элементом политики по «перекалибровке» отношений. Теперь от саудовцев ждут, что они смогут оставить в стороне свои обязательства в рамках ОПЕК+ и увеличить нефтедобычу. Вопрос лишь в том, что Вашингтон готов предложить взамен. В свежем интервью Atlantic кронпринц дерзко заметил, что его страна не читает Америке нотаций, и этот принцип должен работать в обратную сторону.
Это не единственная опция в Персидском заливе. Динамика переговоров в Вене о восстановлении иранской «ядерной сделки» дает повод ожидать, что санкционное давление в скором времени прекратится в отношении еще одного регионального игрока – Тегерана. Именно в иранском экспорте, который сейчас находится под санкциями, часть западных политиков видит не менее привлекательный вариант замены российской продукции. Однако и в случае потенциально возможного решения о разморозке торговли с иранской стороной Вашингтону придется закрыть глаза на многие обвинения, которые выдвигают против руководства Исламской Республики и противоречат всему тому, что администрация Байдена пытается декларативно отстаивать на мировой арене.
Кризисная симптоматика мотивировала США совершить отход от ценностно ориентированной политики, принципы которой оказалось крайне непросто адаптировать к последствиям нынешних геополитических сдвигов. Практика показала, что от декларируемой системы убеждений можно легко отступить в том случае, если стоимость ее публичной защиты начинает ощутимо бить по самым базовым потребностям. В случае с Америкой – приемлемой цене на бензин. Обратной стороной такого отхода является тот факт, что вернуться к «старым настройкам», сделав вид, будто ничего не было, крайне трудно.