Фото Reuters
Российские теннисисты, пловцы, гонщики «Формулы-1» и велогонщики могут принимать участие в международных соревнованиях, но в нейтральном статусе, без флага и гимна. К этому стоило бы добавить «пока». Пока могут, потому что картина меняется каждый день. Большинство международных федераций отстранило российских спортсменов и команды без конкретных сроков, «до дальнейшего уведомления», последовав рекомендации Международного олимпийского комитета (МОК) или примеру крупных организаций вроде ФИФА и УЕФА.
Так выглядит фактическая международная изоляция российского спорта, и невозможно предсказать, когда это закончится, как и кто будет отыгрывать назад. Понятно, что наравне с другими санкциями спортивные ограничения могут сниматься в зависимости от положения дел в Украине. Но как будет интерпретироваться это положение? И кем? Это неясно.
Российские спортивные власти, включая отдельные федерации, намерены отстаивать права спортсменов в международных судах. В нормальных условиях это могло бы дать результат. Спортсмены не нарушали никаких правил. Они не несут и не могут нести никакой ответственности за политические решения, специальные операции, конфликты и их урегулирование. Это люди, у которых есть работа, карьера, достижения, планы на будущее, международная известность. Изоляция бьет в первую очередь по ним, нарушает их права, в теории – обессмысливает то, чем они занимаются. В западных странах постоянно подчеркивают, что права индивидуума – главное. Коллективная ответственность за решения политиков противоречит этому принципу.
Проблема именно в том, что в США, Канаде, Великобритании, ЕС, ряде других стран ситуацию считают аномальной, беспрецедентной. Поэтому и в спорте перестают действовать нормальные правила, они пересматриваются на ходу, подчиняются конъюнктуре. Эту конъюнктуру, в частности, обозначили футбольные сборные Польши, Швеции, Чехии и других европейских стран, отказавшиеся от матчей с российской командой до решения УЕФА и ФИФА. Они фактически продавили решение организаций. Если бы международные федерации решили иначе, неизвестно, что бы случилось. Волна неподчинений? Политические демонстрации на поле?
«Спорт вне политики» – правильный лозунг. Но сейчас на практике он не работает. И возникает справедливый вопрос: работал ли он когда-либо или был всего лишь декларацией?
Может ли национальный спорт существовать в условиях изоляции? Какое-то время – пожалуй. В режиме «главное – физкультура и здоровый образ жизни» – наверное. Но профессиональный спорт предполагает соревнования с лучшими, во всяком случае – перспективу таких соревнований. Едва ли он может существовать без обмена опытом (в том числе и тренерским), технологиями, научными разработками, новинками в области медицины и физподготовки. Если изоляция продлится, возможен отъезд топ-спортсменов, смена гражданства. И этих спортсменов сложно будет обвинять в непатриотизме: люди думают о смысле своей жизни, а их государство не может его им гарантировать.
Лучших зарубежных спортсменов изоляция России тоже не должна устраивать. Во-первых, создан неприятный прецедент коллективной ответственности. Во-вторых, титулы, завоеванные без конкуренции с российскими лыжниками, хоккеистами, фигуристами, пловцами, теннисистами (список можно продолжать), теряют в весе. Многие это понимают. Как и то, что Россия – огромный и перспективный спортивный рынок. Достаточно ли этого понимания для того, чтобы отменить спортивные санкции, как только случится разрядка конфликта? Оценить это сложно. Как и многое сейчас.
комментарии(0)