Графика freepik.com
События в Украине спровоцировали мощный разрыв культурных отношений – в обоих направлениях: западные артисты разрывают контракты с российскими институциями, российские артисты лишаются своих ангажементов во всем мире. Так, отменили свои выступления в Москве скрипач Николай Цнайдер, дирижеры Кристоф Эшенбах и Семен Бычков. Хореограф Алексей Ратманский, украинец, улетел из Москвы, не завершив постановку балета «Искусство фуги» в Большом театре – премьера перенесена на неопределенное время. Та же участь, вероятно, постигнет и балет «Дочь фараона», над которым Ратманский работал в Мариинском театре.
В иных случаях волю своим гражданам диктует родина – по неофициальным источникам, артистов вынуждают уезжать из России. По политическим мотивам покинул пост худрука Театра Маяковского литовец Миндаугас Карбаускис, только что отметивший 10 лет успешного руководства именитым коллективом. Римас Туминас, напротив, лишился звания худрука в им основанном Малом театре Вильнюса – в связи с обращением министра культуры Литвы. Французский хореограф Лоран Илер улетает из Москвы после пяти лет успешной работы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Все это – большие потери для театрального искусства.
Директор Метрополитен-оперы Питер Гелб сообщил о том, что русские артисты, поддерживающие политику Владимира Путина, больше не будут выступать в Нью-Йорке – до разрешения конфликта и компенсации потерь. Пропуском на сцену будет служить публичное осуждение действий РФ на территории Украины.
Не дождавшись подобного заявления от Валерия Гергиева, агентство Felsner Artists разорвало контракт с дирижером. Руководитель компании Маркус Фелснер опубликовал сообщение в Facebook, где написал: «Для нас стало невозможным… защищать интересы маэстро Валерия Гергиева, одного из одного из величайших дирижеров всех времен». Скорее всего Гергиеву откажут в должности главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра и снимут с премьеры оперы «Пиковая дама» в миланском театре Ла Скала.
Сегодня и российские деятели отчетливо услышали вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» С антимилитаристскими обращениями выступили представители самых разных сообществ – научного, литературного, музыкального и т.д. Театральные деятели подписали несколько открытых писем. В одном из них, где оставили подписи также народные артисты Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих, говорится: «Среди нас – дети и внуки тех, кто воевал в Великой Отечественной войне. В каждом из нас живет генетическая память. Мы не хотим, чтобы гибли люди». Под текстом подписались и директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина, худрук Российского национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков, худрук Театра Наций Евгений Миронов, худрук Большого драматического театра Андрей Могучий, директор Большого театра Владимир Урин и др.
Подобные заявления спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал предательством народа. «Если вы такие принципиальные, начните с того, что откажитесь от государственных грантов, от должностей в бюджетных учреждениях», – написал Володин в своем Telegram-канале, в очередной раз подтвердив, что чиновники отождествляют налогоплательщиков (бюджет) и государство (распределитель бюджета).
В сегодняшней ситуации лозунг «культура вне политики» перестает существовать, и культура превращается в еще один – и довольно мощный – рычаг влияния и размежевания: и на международной, и на внутренней аренах. «Красота спасет мир»: слова классика сегодня актуальны как никогда, а принцип культурной отмены, распространяющийся на весь мир, будет иметь долгосрочные последствия: и для искусства, сознательно разрушаемого, и для человечества.
комментарии(0)