Фото Reuters
Российская фигуристка Камила Валиева выиграла короткую программу на Олимпийских играх и готовится к произвольной, но дело ее далеко до завершения. Представители Международного олимпийского комитета (МОК) уже заявили, что спортсменка пока может быть признана победительницей или медалисткой лишь условно – до завершения разбирательства по допинговому кейсу. Церемонии награждения, если Валиева попадет в тройку, не будет. Само разбирательство же может длиться месяцы. Другими словами, Валиевой сначала нужно победить на льду, а потом и в суде.
Каковы шансы отсудить свою медаль (ее еще нужно завоевать, конечно)? МОК сообщает, что проба Б Валиевой еще не вскрыта. Можно допустить, что запрещенный препарат триметазидин в ней не обнаружат, и это существенно поможет делу. Обнадеживает и то, что Спортивный арбитраж (CAS) встал на сторону фигуристки и снял с нее отстранение, позволив выступать в Пекине. В то же время не стоит забывать о том, что отстранить Валиеву просили сразу три организации: Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), Международный союз конькобежцев (ISU) и собственно МОК. Можно сказать, что их обязывают правила. В то же время это означает, что у России нет организаций-симпатизантов. А CAS – просто последняя соломинка.
Распространено мнение, что западная пресса ополчилась против России и Валиевой, требует отстранить наших спортсменов от следующих Олимпиад. Это не так – или не совсем так. Даже в США есть журналисты, которые требуют радикальных мер, но есть и те, кто жестко критикует ВАДА за «антидопинговый цирк». Валиевой многие сочувствуют – и как несовершеннолетней, и как действительно очень сильной спортсменке. Болельщики у нее есть во многих странах. Вместе с тем совершенно очевидно, что к России и ее антидопинговой системе продолжают относиться с большим недоверием. Одного мутного случая достаточно, чтобы снова пошли разговоры о работающей системе обмана. Это – последствия позорных допинговых историй недавнего прошлого. Чтобы восстановить доверие, российский спорт должен быть не просто чист, а безупречно и показательно чист. Шаги в этом направлении делаются, но любой казус может остановить общее движение.
Депутат Госдумы и олимпийская чемпионка Турина-2006 Светлана Журова указала на то, что результат пробы Валиевой, взятой еще в декабре, долго не оглашали, и это странно. По словам Журовой, если бы в российской сборной знали о проблемах фигуристки с допингом, ее бы просто не заявляли. Странности, конечно, есть, даже если учесть, что пробу вскрывали в Стокгольме, процесс затягивался из-за передачи материала и других обстоятельств (московская лаборатория временно лишена лицензии). Однако сейчас в сборной уже знают о кейсе Валиевой. Знают, что разбирательства будут продолжаться, что общий фон неблагоприятен. Однако Валиева выступает – притом что в российской команде есть другие претендентки на золото. Это риск, в чем-то даже авантюра.
Заявленная линия защиты – Валиева по ошибке приняла лекарство дедушки. Это звучит очень мило, наивно, поддерживает образ несовершеннолетней спортсменки, в организм которой запрещенное вещество попало случайно. Проблема в том, что теперь в судебном порядке эту версию придется доказывать. Придется подробно рассказывать о лечении дедушки, документально это подтверждать. Это отход от уже привычных линий защиты в делах (выигранных) о триметазидине. Раньше упор делался на то, что спортсмен принял «загрязненные» биодобавки. Доказать такое было проще. Сейчас Камила Валиева неизбежно окажется заложницей спешно сконструированной «версии дедушки». И важно понимать, что общественное мнение будет требовать наказать не 15-летнюю фигуристку, а российскую систему, которой как не верили, так и не верят.
комментарии(0)