Фото сайта kprf.ru
Коммунисты считают себя главной оппозиционной силой и готовятся стать партией власти. Во всяком случае, член президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил, что «сейчас нужно окончательно переходить от выражения интересов значительной части народа к представлению интересов подавляющего большинства». В Компартии полагают, что «Единая Россия» может потерпеть крах, и на этот случай у Кремля уже будет прекрасная социалистическая альтернатива.
Насколько значительной для власти можно считать ту часть общества, интересы которой выражают коммунисты, вопрос спорный. По итогам сентябрьских выборов «Единая Россия» удержала конституционное большинство. Последние замеры ВЦИОМа показывают уровень электоральной поддержки единороссов выше 30% – и он в два раза больше, чем у коммунистов. На практике видно, что на фактических выборах, когда голосуют ранее не определившиеся, когда процент считают от действительной явки, доля партии власти всегда растет. Другими словами, о замене доминирующей политической силы коммунистами можно пока рассуждать сугубо теоретически.
Опросы ВЦИОМа показывают другую тенденцию, на которую в КПРФ почему-то не обращают внимания. Рейтинг «Новых людей» почти каждую неделю оказывается выше, чем показатели «Справедливой России» и ЛДПР. Можно, конечно, говорить о том, что ВЦИОМ предлагает картину, которую хотят видеть в Кремле. Но ведь именно Кремлю коммунисты, судя по всему, и пытаются «продать» свою идею социалистической альтернативы и новой главной партии. Там же, кажется, немного иначе видят расклады в Госдуме и жизнь системной оппозиции в ближайшие годы.
«Новые люди», как бы ни формировался их рейтинг, заняли свободную до недавних пор либеральную нишу. «Единая Россия» теперь избавлена от необходимости самой время от времени поднимать этот груз. Задача левой оппозиции видится в другом. Например, совсем недавно коммунисты выступили с предложением признать суверенитет Донецкой и Луганской народных республик. Кремль слегка осадил их – там заявили, что не стоит набирать политические очки на сложных, взрывоопасных темах. Как бы то ни было, власти нужно, чтобы в парламенте были силы, озвучивающие радикальную повестку, будь то коммунисты или «прилепинцы». Это помогает, в частности, во внешнеполитической игре: Запад видит, какие в обществе царят настроения, и должен понять, что действующая российская власть – умеренная, лучше иметь дело с ней, ведь именно она сдерживает радикалов.
Коммунисты – партия, которая действительно может собрать идейно левый электорат. Это и люди, которые действительно хотят возродить СССР, и сталинисты, и молодые буйные леваки. Левизна «Единой России» ограничивается популизмом для бюджетников, «делами вместо слов», привычной риторикой. При этом власть едва ли хочет маргинализировать какую-либо реальную политическую повестку. Поэтому левая оппозиция в Думе полезна, как полезны «Новые люди».
Нужны ли власти сразу три левопопулистские партии в парламенте? Можно предположить, что едва ли. Поэтому и для КПРФ, и для «Справедливой России – За правду», и для ЛДПР следующий политический цикл до президентских и новых думских выборов – это вовсе не время борьбы за доминирование и статус альтернативы для «Единой России». Это время своего рода тендера за возможность остаться в парламенте и играть отведенную роль «зонтика» для левых. Скорее всего коммунисты это понимают. Они ищут баланс: как, с одной стороны, обозначить серьезность своих намерений и, с другой стороны, не переступить грань дозволенного, за которой – политическая маргинализация.
комментарии(0)