Фото агентства городских новостей "Москва"
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что объединениям футбольных фанатов нужно разъяснять нюансы работы системы FanID, которые они, как он предполагает, не понимают. Речь идет о так называемом «паспорте болельщика», без оформления которого через портал «Госуслуги» с 1 июня невозможно будет попасть ни на один матч.
В клубах, как правило, говорят, что принятый закон нужно выполнять, и ничего с этим не поделаешь. Вместе с тем у клубного руководства, конечно, вызывает озабоченность решение ряда фанатских движений бойкотировать все матчи своих команд, пока норма с FanID будет действовать. В понедельник об этом официально объявили организации фанатов «Зенита», «Спартака» и «Ростова». Не исключено, что к ним присоединятся и болельщики других команд. Публичные люди, так или иначе связанные с миром спорта, поддерживают или, во всяком случае, с пониманием высказываются о таком решении. При этом любой сетевой опрос свидетельствует о том, что и среди обычных любителей футбола, не сидящих на фанатских трибунах, перспектива получать «паспорт» не вызывает энтузиазма.
Введение FanID объясняют соображениями безопасности. Принятие закона ускорили после того, как на матче ЦСКА–«Зенит» на фанатской трибуне зажгли фаеры, после чего сотни болельщиков московской команды оказались в полиции – для разбирательства. Выяснилось, что камеры, обычно помогающие определить нарушителей, на стадионе не работали. Впоследствии это объяснили загадочной хакерской атакой. А законотворчество уже было не остановить.
«Паспорт болельщика» напоминает систему идентификации, которая действовала во время чемпионата мира в России в 2018 году и на матчах чемпионата Европы в 2021 году в Санкт-Петербурге. Однако то были международные турниры. В Россию приезжали болельщики из других стран. В Европе, где, конечно, случается и хулиганство на трибунах (в этом сезоне были сорваны матчи во Франции и Испании), никто аналогов FanID не вводил и не вводит, там вполне исправно функционирует система определения нарушителей. То же самое, в общем, можно сказать и о России. Билет на матч без паспорта и так не купишь, камеры фиксируют нарушения на трибунах, случаев запрета конкретным лицам посещать игры и без новых законов хватает.
Фанаты говорят о FanID как о системе тотального контроля. Они опасаются того, что будут получать отказ в оформлении «паспорта» за любые прошлые «грехи», даже не связанные с футболом. Клубы из-за бойкотов потеряют доходы. Впрочем, не только из-за бойкотов. Дополнительные процедуры идентификации едва ли привлекут новых людей на трибуны. Турист в Краснодаре или Сочи скорее решит пойти на матч, если ему достаточно будет купить билет. С 1 июня этого уже будет недостаточно.
Введение FanID не было инициативой клубов или РФС. Там прекрасно понимают, что любые подобные меры убыточны для бизнеса. Проблема заключается в том, что «паспорт болельщика» – инициатива правительства, поддержанная Госдумой. Поэтому фанатские движения могут сколько угодно давить на клубы – ни один из них самостоятельно ничего не решит и не отменит. Клубы или РФС в лучшем случае включатся в переговоры с властями без ясной перспективы – ведь закон уже принят. Что им ответят депутаты и чиновники правительства, более-менее очевидно: убеждайте болельщиков в том, что FanID полезен.
Еще в прошлом году сообщалось, что на проект FanID правительство выделит бюджет в 773 млн руб. Слишком соблазнительная сумма для тех, кто будет ее осваивать, чтобы сопереживать клубам, по бизнесу которых нанесен серьезный удар, или отыгрывать назад, что-то отменять или хотя бы смягчать.
комментарии(0)