Фото Reuters
Администрация президента США Джозефа Байдена в последние недели пыталась убедить своих ближневосточных союзников в необходимости занять более жесткую позицию в том, что касается политики России на украинском направлении, следует из сообщений в израильской прессе. На протяжении последних месяцев госсекретарь Энтони Блинкен вел переговорный марафон с коллегами из других стран, которые, как считает Вашингтон, могут сказать свое слово в контексте ситуации вокруг бывшей советской республики. Лейтмотивом контактов стала «необходимость решительного, единого ответа». Попытки задействовать дипломатические каналы американская сторона предприняла и в отношении Израиля. Беседа с главой МИД еврейского государства Яиром Лапидом у Блинкена состоялась в первую неделю этого года. Украинский кризис фигурировал в ее повестке. Однако, как обращают внимание местные СМИ, несмотря на усилия США повлиять на позицию своего ближневосточного союзника, у Израиля есть свои соображения в отношении РФ.
Соответствующие попытки предпринимались, очевидно, и в контактах с Анкарой, которая активно взаимодействует с Киевом в сфере военно-технического сотрудничества. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан на минувшей неделе провел телефонную беседу с официальным представителем президента Турции Ибрагимом Калыном, обсудив ряд текущих вопросов мировой повестки, в том числе украинский кризис. Однако в Анкаре, вероятно, лишь повторили высказывания президента Реджепа Тайипа Эрдогана о готовности республики оказать посредническую помощь в трениях между Москвой и западными столицами. В заявлении канцелярии турецкого лидера по итогам переговоров отмечается: «Было указано на необходимость урегулирования украинского кризиса посредством диалога и взаимодействия и на готовность Турции всячески этому содействовать». «Была подчеркнута значимость, придаваемая Анкарой сохранению территориальной целостности», – говорится в сообщении.За время военной кампании на сирийской арене у Москвы сложились особые отношения с каждым из региональных игроков, которые были по-своему заинтересованы в урегулировании этого вооруженного кризиса. Несмотря на сохранение принципиальных противоречий и фактическое нахождение по разные стороны фронта, эти связи были профессиональными и хорошо скоординированными. Это касается и контактов с Израилем, который, несмотря на очевидную конфронтацию с Дамаском, получил оперативную свободу в Сирии для противодействия враждебным формированиям. Это касается и связей с Турцией, которая выступила на стороне повстанческих группировок, однако смогла сохранить стратегически важную сферу влияния на севере страны. Контакты и с той, и с другой сторонами проходили проверку на прочность военными инцидентами, однако коммуникацию всегда удавалось восстановить. Нет никакой уверенности, что ближневосточные союзники США захотят жертвовать столь «выстраданными» отношениями.
Стереотипы блокового мышления времен холодной войны, которые США нередко пытаются спроецировать на разные регионы мира, оказываются неприменимы для Ближнего Востока. Здесь локальные игроки стараются соблюдать свои партнерские обязательства перед Вашингтоном, однако не всегда проявляют чуткость к абсолютно всем его требованиям. Для них гораздо важнее ситуация по периметру своих интересов, необходимость защищать которые, возможно, выходит за рамки конфронтационной логики глобальных держав. В этих обстоятельствах оказываются важны отношения и с Россией, и с проявляющим интерес к Ближнему Востоку Китаем. Не исключено, что попытки сохранения стратегической автономии властями некоторых ближневосточных стран могли бы стать уроком и для других американских союзников.
комментарии(0)