Фото freepik.com
Несколько раз объявив, что никакие принципиальные уступки РФ невозможны и что путинские красные линии США не признают, администрация Джозефа Байдена тем не менее начала эти красные линии с Россией обсуждать. В Москву приезжает помощник госсекретаря Карен Донфрид. С ней, как заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, будет проведен «углубленный разговор» на тему гарантий безопасности, которые, по мысли Владимира Путина, Запад должен предоставить.
Намек на то, что США готовы в данном случае двигаться навстречу Кремлю, звучал на прошлой неделе в речах и Байдена, и его помощника по нацбезопасности Джейка Салливана. И тот и другой заявили о том, что после состоявшихся 7 декабря переговоров двух президентов диалог России и Запада пойдет в принципиально новом ключе. «Мы считаем, что должен существовать альтернативный путь, с помощью которого мы можем достигнуть прогресса в дипломатии по проблеме Донбасса, Минских соглашений, Нормандского формата, в котором мы можем обсуждать озабоченности в вопросах безопасности со стороны НАТО, Америки и России», – сказал, например, Салливан.
Судя по словам Байдена, Москва теперь будет иметь дело не с НАТО в целом, как того добиваются Прибалтика и Польша, а с ведущими странами альянса. То есть, само собой, с США, с Великобританией, которая все настойчивее берет на себя роль представителя интересов восточноевропейских союзников Вашингтона, и с государствами, с которыми отношения у российских властей складываются относительно неплохо – Францией, Германией и, возможно, Италией.
К факторам, свидетельствующим о том, что в Белом доме услышали Кремль, относится и то, что нигде – ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе больше не звучат призывы применить к России крайние меры, такие как отключение от SWIFT и предоставление Украине гарантий прямой военной помощи. Об этом, перечисляя возможные последствия российского вторжения на украинскую территорию, не говорили ни Салливан, ни участники встречи глав МИД G7 в Ливерпуле. России грозят неопределенными санкциями, Украине обещают неопределенную помощь, при этом оговариваясь, что в российское вторжение все же не верят. Это признак того, что с Кремлем хотят договариваться. Правда, если судить по заявлениям российских, американских и европейских чиновников, пока непонятно, что Запад готов предложить Москве.
Зато очевиден интерес самого Запада. Отношения США с Китаем все более осложняются. Очередным эпизодом холодной войны двух стран стало турне госсекретаря Энтони Блинкена в Юго-Восточную Азию. В ходе него глава американской дипломатии заявил, что США намерены установить «более глубокие связи» на антикитайской основе со странами АСЕАН – ключевым экономическим партнером КНР. От Москвы явно ждут, что в американо-китайском конфликте она не станет занимать китайскую сторону.
Наконец, есть иранский вопрос. Очередной раунд переговоров в Вене о восстановлении «ядерной сделки» (проект, с которым большие надежды связывает лично Байден) был сорван. Дипломаты «евротройки» (Великобритания, Германия, Франция) 13 декабря выпустили заявление. В нем была еще раз представлена позиция Запада: в срыве венских переговоров виноват официальный Тегеран, который раз за разом выдвигает жесткие, заведомо неприемлемые условия. В тот же день глава МИДа Сергей Лавров провел телефонные переговоры со своим иранским коллегой Хосейном Амиром Абдоллахияном. А 15 декабря ожидаются переговоры Путина с Си Цзиньпином. В общем, Москва обозначила, где и как готова проявить свою добрую волю. Ход за Западом.
комментарии(0)