Фото агентства городских новостей "Москва"
Появилась информация, что 21 декабря пройдет съезд Общероссийского народного фронта, но что пока не предполагается его реанимация, поскольку власть, мол, еще не решила, для чего бы организация пригодилась. ОНФ – это хорошая иллюстрация дурного влияния на общественные движения политизации, прежде всего электоральной. Актив «фронтовиков» был призван в Госдуму в 2016 году для укрепления «Единой России», после чего сама структура как-то захирела. Большинство ее участников, похоже, просто поработали массовкой.
Но ОНФ все-таки изначально создавался под политическую задачу поддержки президента. И поэтому в последнее время власть переключилась на более широкий круг общественников – волонтерское движение. Перспективы тут были более интересными с учетом того, что в основном там действует молодежь. На государственный кошт постепенно было взято немалое число организаций, часть из которых вроде «Бессмертного полка» приобрели и мировую известность. Но затем им пришла пора отрабатывать госзаказ.
Далее необходимо коротко напомнить содержание последующих серий. Владимир Путин прямо перед стартом избирательной кампании ЕР указал, что в списках партии должны найти свое место волонтеры. Исходя из того, что это было сделано оперативно, можно предположить, что был не экспромт, а заранее проработанное решение. Новые лица партии власти, серьезное обновление – эти фразы звучали на протяжении всех выборов. А потом в депутаты Госдумы стали запускаться некие блондинки и брюнетки, считающиеся кандидатами от добровольческого сообщества.
Однако вот на Охотном Ряду сразу после Международного дня волонтера 5 декабря прошли парламентские слушания, на которых было выявлено, что у общественников остается масса проблем, причем в основном при взаимодействии с властями. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин принялся добиваться от чиновников и самих депутатов волонтерского призыва конкретных предложений по решению этих проблем, но ничего толкового так и не дождался. Тем не менее политизация этой части общественного активизма продолжается. Президент в послании съезду единороссов хвалит их за поддержку добровольчества, сама партия собирается требовать от своих членов чуть ли не обязательного наличия в биографии соответствующей строки.
С одной стороны, в этом явно просматривается своего рода тоска по комсомолу, некая ностальгия по советским временам, когда молодежь была под надежным идеологическим присмотром. С другой стороны, в Кремле, конечно, понимают, что хотя бы какие-то действующие социальные лифты для молодых должны быть. Но почему-то каждый раз власть останавливает такие лифты на одном и том же этаже. Активистами маскируют потертый электоральный облик ЕР, создавая прослойку карьеристов, напоминающих тех освобожденных секретарей комсомола, которые в прежние времена радовали взор престарелых генсеков. В результате сами по себе общественные структуры становятся чем-то вроде отброшенных первых ступеней – и хорошо, если многоразовых.
Объективности ради стоит заметить, что власть это делает как бы для компенсации понесенных государством затрат. В стране с неизменно беднеющим населением массовое волонтерство без бюджетной поддержки трудно себе представить. И деидеологизированные общественные движения вряд ли могут существовать в нынешней России, руководители которой все время оглядываются в прошлое, политизируя историю и наказывая тех, кто с ними в этом пытается конкурировать. И где в основном как раз молодежь сажают за лайки и репосты в соцсетях, а Следственный комитет проверяет чистоту помыслов то рэперов, то художников, то писателей. То есть именно тех, кто старается заглядывать в будущее.
комментарии(0)