Графика pixabay.com
6–8 декабря ожидается, что новая правительственная коалиция в Берлине, известная как светофорная (по цветам участвующих в ней партий – СДПГ, СвДП и Союза90/Зеленые), будет приведена к присяге. В связи с этим в российской прессе множатся высказывания относительно будущих отношений Москвы с Берлином и Брюсселем. Ведь главную скрипку в Евросоюзе по-прежнему играет наиболее мощная в экономическом отношении Германия.
Понятно, что судить о будущих отношениях можно будет только по первым практическим шагам правительства во внешней политике. В самом объемном 177-страничном коалиционном договоре России посвящено не так уж много места. Российско-германская внешнеторговая палата проанализировала договор и обнаружила несколько тем, которые затрагивали такие вопросы, как одобрение переговоров между Москвой и Вашингтоном по проблеме полного разоружения в «сверхстратегической сфере». Сотрудничество с Россией предполагается в таких сферах, как, например, водород и здравоохранение, совместное решение вызовов в проблемах климата, окружающей среды. Новое коалиционное правительство выступает также за безвизовое общение таких групп населения, как молодежь. При этом в коалиционном договоре нет ни строчки ни о наиболее болевых точках в двусторонних отношениях, ни о газопроводе «Северный поток – 2».
Все дело в том, что коалиционный договор является компромиссом трех разнополярных сил. Не случайно, что немецкое информационное агентство n-tv даже пишет о новой архитектуре власти в Германии, где на первых ролях будут лидер свободных демократов Кристиан Линднер и сопредседатель партии зеленых Роберт Хабек. В новом правительстве они займут соответственно места министра финансов и экономики и защиты климата. Это ключевые министерства для любого правительства. Поэтому n-tv отваживается на вывод, что сам Олаф Шольц, который будет избран канцлером, может оказаться на вторых ролях. Но более важнен для внешнеполитической деятельности тот факт, что министром иностранных дел в новом правительстве станет «зеленая» Анналена Бербок. Как раз она-то и отличается критическим подходом к России и предпринимаемым Москвой действиям на международной арене. Излишне говорить, что она жесткая противница газопровода «Северный поток – 2», считая его орудием давления на Германию и Восточную Европу. Не случайно и то, что Бербок посещала Киев и никогда не была в Москве. В отличие от нее в начале прошлого года Линднер приезжал в Москву, но российский МИД продемонстрировал пренебрежение, удостоив его встреч с второстепенными чиновниками. В то же время руководство российского внешнеполитического ведомства в полной мере принимало лидера немецкой правопопулистской партии. Можно предположить, что за этим крылась неприязнь, связанная с выступлениями Линднера в поддержку российского оппозиционера Алексея Навального. Но у правопопулистской «Альтернативы для Германии» никогда не было шансов войти в какое-либо немецкое правительство даже земельного уровня, а у либералов такие шансы есть. Известный немецкий политический деятель, первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк в свое время отмечал, что политика «есть искусство возможного». Видимо, в Москве пока предпочитают действовать напористо и терять возможных партнеров.
Самый главный вопрос, насколько в складывающихся условиях канцлер Шольц сможет поддержать преемственность прежнего кабинета министров на сохранение отношений с Москвой на достаточно приемлемом уровне, чтобы мнение Кремля могли слышать и учитывать в Берлине, остается пока без ответа.
комментарии(0)