Фото Twitter\Борис Вишневский |
Действующий депутат Вишневский требовал, чтобы в избирательном бюллетене указали бывшие имена и фамилии новых Вишневских. Но горизбирком ответил «нет», ведь по закону это нужно делать только в том случае, если у нескольких кандидатов совпадают еще и отчества. А экс-Шмелев и экс-Быков свои отчества сохранили (судя по всему, прекрасно зная закон).
Казус Вишневского дошел и до Центризбиркома. Глава ЦИКа Элла Памфилова назвала ситуацию «апофеозом грязных технологий, которыми фонтанирует Санкт-Петербург». Она предложила поменять предвыборный плакат, пригласить «новых Вишневских» и перефотографировать. Памфилова также воззвала к совести бывших Шмелева и Быкова, предложив им сняться с выборов самим, пока есть такая возможность. После нынешней кампании ЦИК обещал подготовить рекомендации для законодателей по борьбе с использованием подобных политтехнологий. Как бы то ни было, питерский горизбирком остался при своем мнении, Борисы Вишневские в бюллетенях, судя по всему, будут в тройном количестве, и никаких действенных инструментов для того, чтобы это пресечь, у ЦИКа просто нет.
Сложившуюся ситуацию не назовешь новой – двойники у оппозиционных кандидатов, имеющих шансы на локальный успех, появлялись и раньше. В любом случае казус Вишневского показателен. Ведь сам он заседает в Заксобрании с 2011 года. С 2016 года он руководит пусть очень небольшой, но все же фракцией «Яблока» в петербургском парламенте. Речь идет об активном оппозиционном политике, который просто по определению должен быть знаком избирателям достаточно, чтобы не раздумывать над бюллетенем – Лазаревич он или Геннадиевич.
Организаторы спойлера – как и любых спойлеров такого типа – как раз убеждены в том, что у избирателей о кандидате, которому нужно помешать, есть лишь самые общие представления, сбить их с толку и оттянуть голоса можно. То есть расчет делается на неразвитость электоральной среды и низкое качество всего избирательного процесса, на то, что политическая репутация стоит недорого. Люди не знают своих депутатов, не встречаются с ними, не следят за их деятельностью, просыпаются только перед выборами, следуют самым простым электоральным инстинктам и руководствуются поверхностной информацией. Три бородатых Вишневских – не просто спойлер-тактика, это своего рода симптом.
То же самое можно сказать про любые спойлеры. КПРФ, к примеру, всегда переживает из-за того, что в избирательные бюллетени попадают все новые партии, в названии которых есть слова «коммунисты» и «коммунистический». Да, конечно, все это можно назвать и грязными политтехнологиями, и электоральным надувательством. Но эффективность таких методов говорит о том, что стабильны лишь электоральные маркеры («коммунист», «пенсионер»), а узнаваемость партий и кандидатов размыта. И они просто перестают вести кампанию, стирая бороды фейковым Вишневским, разоблачая фейковых коммунистов, борясь уже даже не за повестку, а хотя бы за внешний вид бюллетеня. n
комментарии(0)