Кампания по выборам депутатов Госдумы вступила в самую насыщенную и активную фазу – период прямых дебатов и агитации. Это один из ключевых этапов избирательного процесса, во время которого кандидаты должны ответить на самые острые запросы граждан.
Любая избирательная кампания должна иметь ключевые темы – проблемы, больше всего волнующие население, вокруг которых разворачивается самая напряженная предвыборная борьба. Как правило, эти темы раскрываются социологами. Опросы населения и глубинные исследования позволяют узнать, что явно или неявно беспокоит избирателей в контексте предстоящих выборов. Но сейчас социологи по этому поводу молчат, фиксируя лишь поверхностный отклик граждан на медийную картинку. Это позволяет власти навязывать идущей кампании удобные себе темы типа стабильности, преемственности власти, суверенитета и т.п. и избегать острых тем. Это простой, но тупиковый путь, поскольку подмена действительно существующей повестки на выдуманную опасна тем, что есть риск не заметить серьезных проблем, угрожающих государству.
Ведь существует реальная жизнь людей, отраженная в статистике. Даже если ее не игнорировать политически и не касаться неприятных вопросов в ходе выборов, на настроение общества объективно влияют рост цен, рост преступности, рост смертности, проблемы с трудоустройством на достойно оплачиваемую работу. Это подспудно делает всю конструкцию, выстраиваемую властью, хрупкой. И пример СССР, где официально обсуждаемые темы чаще были далеки от тех, что на самом деле волновали народ, демонстрирует, насколько она хрупка.
К реально затрагивающей россиян статистике относятся, к примеру, цифры, демонстрирующие демографический удар от пандемии COVID-19. Число умерших россиян, заболевших коронавирусом, в июле превысило 50 тыс. человек, свидетельствуют данные Росстата. Это максимальный показатель месячной смертности, превысивший прежний антирекорд, зарегистрированный в ходе второй волны пандемии в декабре прошлого года. При этом основной причиной смерти заболевание COVID-19 в июле стало для почти 39 тыс. человек. Если сравнивать этот показатель с июлем 2020 года, число летальных случаев выросло почти в 7,7 раза. В некоторых регионах смертность увеличилась в десятки раз: например, в Краснодарском крае в июле 2021 года идентифицированный коронавирус стал основной причиной смерти для 628 человек, годом ранее – всего для 30. В целом, по данным Росстата, смертность в России в июле в годовом выражении выросла на 18,6%, а рождаемость снизилась на 4,6% год к году.
Другой пример – заметный локальный рост преступности. Как сообщает ТАСС со ссылкой на статистические данные, за первые семь месяцев года криминогенная обстановка в целом по стране почти не изменилась, но в отдельных регионах России количество зарегистрированных преступлений увеличилось на десятки процентов. Так, в Чечне темпы прироста составили 28,8%, Туве – 23,8%, Ингушетии – 19,7%. В десятку антилидеров также вошли Тульская область, Ненецкий автономный округ, Приморский и Краснодарский края, Санкт-Петербург, Дагестан и Камчатка.
Еще одна проблема, о которой сигнализирует статистика, – рост потребительских цен. В годовом выражении на 23 августа инфляция составила 6,68% год к году, сообщается в отчете Минэкономразвития, – это максимум с 2016 года. По расчетам Райффайзенбанка, главным образом из-за роста цен почти треть населения России – 31% – экономят на еде, 42% – на одежде и обуви, 17% – на медикаментах.
Именно эти реальные проблемы, а не иноагенты, Алексей Навальный или внешнеполитическое давление, наиболее занимают россиян. Отсутствие их предметного политического обсуждения во время предвыборной кампании закладывает мину, которая может подорвать стабильность.
комментарии(0)