Фото Reuters
Министр иностранных дел Чехии Якуб Кулганек заявил в конце прошлой недели, что «негативные последствия санкций ЕС должен ощутить на себе белорусский режим» и направлены они должны быть против него, а не против обычных людей. В Европе активно обсуждают новый пакет ограничений в отношении Белоруссии. Там очень обеспокоены тем, что через республику в Литву отправляются сотни нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока, в особенности из Ирака. Европейские политики убеждены, что Александр Лукашенко умышленно организует – или не сдерживает – такой транзит. Да и сам белорусский президент заявлял, что его страна не превратится в «отстойник беглых» и держать он никого не станет.
Еврокомиссар по внутренним делам Ильва Йоханссон дала понять, что готова способствовать приостановке визового режима для белорусов. Предполагается, что эта мера может быть включена в новый пакет санкций. Против этого и выступает Якуб Кулганек. Светлана Тихановская, которую на Западе считают законно избранным президентом Белоруссии, обращалась к Йоханссон в Twitter по этому поводу. По ее словам, белорусам, напротив, нужно помочь, упростив выдачу виз.
Если говорить о конкретной ситуации, то Лукашенко может выиграть у ЕС партию. Мосты, которые связывали с Европой его лично, он сжег. Однако история с транзитом нелегалов, по сути, заставляет ЕС защищаться, принимая очередной пакет санкций. Европейцы оказываются на распутье: выбрать собственный, очевидный и актуальный интерес, то есть поставить заслон для мигрантов, или же придерживаться ценностей, оставаться открытыми для белорусов, которые хотят уехать.
Выбрав актуальный интерес, ЕС поможет Лукашенко создать закрытую страну. Ему будет легче показать гражданам, желающим иметь шенгенскую визу и ездить в ту же Литву или Польшу, что Европе они «не нужны», что она их отторгает. Действующая власть сможет приглушить и оппозицию. У противников Лукашенко станет меньше путей к отступлению, как только визовый коридор перекроют.
То, что говорит чешский министр иностранных дел, справедливо. Но на практике этого очень редко удается добиться. Проблемы любого режима почти всегда отражаются и на гражданах. Более того, к этому нередко стремятся и те, кто вводит санкции, и те, против кого они вводятся.
Экономические ограничения – самый яркий пример. Они всегда – прямо или косвенно – влияют на положение рядовых граждан, на цены, платежеспособность населения, уровень безработицы. Даже если санкции вводятся в отношении конкретных крупных бизнесменов, поддерживающих власть, важно понимать, что именно они дают работу десяткам тысяч людей. И эти десятки тысяч ощутят на себе последствия ограничений быстрее, чем нефтяной магнат или большой политик.
Логика санкций часто заключается в том, что режим должен утратить популярность, столкнуться с протестами граждан, теряющих работу и деньги, неспособных поддерживать прежний, привычный уровень жизни. Но такой строй мышления хорош для стран с нормальной демократией. Там протест легко организовать. В странах, где демократия выстроена специфически, суверенно, оппозиции гораздо сложнее оформлять и направлять зарождающееся массовое недовольство. Там скорее власти удается интерпретировать происходящее по-своему («кругом враги, мы в осажденной крепости») и укреплять свой авторитет.
Если в Европе ждут, что возмущенные отсутствием шенгенских виз белорусы пойдут и сместят Лукашенко, то это наивное мышление. Белорусы просто окажутся за стеной, в полном распоряжении своего многолетнего президента, а оппозиция будет представлена как пособник врага, который душит страну бесконечными санкциями. На практике именно таким оказывается эффект санкций.
комментарии(0)