Фото Reuters
Новые данные Росстата о рекордном квартальном росте реальных располагаемых доходов населения может вселить в правительство уверенность в том, что оно принимает верные решения в ответ на вызванный пандемией кризис и приближается к достижению поставленных президентом целей.
Так, во втором квартале реальные располагаемые доходы граждан увеличились в годовом выражении на 6,8%, и произошло это после падения, которое продолжалось четыре квартала подряд. В целом по итогам полугодия годовой рост составил 1,7%. Но такой отскок вызван эффектом низкой базы. Ведь второй квартал 2020-го ознаменовался обвалом реальных располагаемых доходов населения более чем на 7% год к году, а по итогам полугодия спад составлял почти 3%.
Тем самым доходы населения находятся ниже уровня доковидного 2019 года, не говоря уже про уровень докризисного 2013-го, с которым обычно проводят свои сравнения эксперты: это был последний год уверенного роста доходов граждан.
Ситуация последних восьми лет наглядно продемонстрировала, что при действующих принципах управления в стране больше не получается обеспечивать населению стабильный рост доходов. Из двух способов решения проблемы государство выбирает самый простой, но не самый результативный – подпитку бюджетного сектора, точечные выплаты малоимущим и семьям с детьми. Решая при этом, кому, сколько, по какой формуле и почему оно будет выделять средств из казны.
Второй способ – стимулировать активность частного бизнеса, создавать условия для успешной, свободной и конкурентной бизнес-деятельности. Но он в России практически не применяется. Российские власти предпочитают ручное управление социальными выплатами, видя в нем возможность еще и получения электоральной поддержки.
О расставленных приоритетах можно судить в том числе по структуре доходов населения РФ и по ситуации с поступлениями от предпринимательской деятельности. По Росстату, в номинальном выражении эти поступления во втором квартале 2021-го увеличились в полтора раза к тому же периоду 2020-го. Но это снова эффект низкой базы. Если сравнивать показатель с тем же периодом 2019-го, то в номинальном выражении рост составил лишь 3,5%. Хотя, напомним, за один только июнь 2021-го годовая инфляция достигла в РФ 6,5%, сообщал Центробанк.
И самое главное. Долгосрочная тенденция такова, что доля поступлений от предпринимательской деятельности в структуре доходов населения сокращается. На пике пандемии, во втором квартале 2020-го, она была около 4%. Во втором квартале 2021-го она отскочила до 5,4%. Но в докризисном 2013-м эта доля составляла около 7%. Основными же источниками для граждан остаются оплата труда и социальные пособия, причем их вес увеличивается: сейчас на них приходится совокупно более 79% в структуре доходов населения против 76% в докризисном 2013-м.
И на протяжении всех этих лет ни рост зарплат – в том числе в бюджетном секторе, которому посвящены указы президента, ни увеличение пенсий – в том числе в ходе пенсионной реформы, ни выплата повышенных пособий проблему доходов не решили. Более того, из-за ограниченности бюджетных средств и стремления накапливать резервы власти вынуждены делать свою помощь все более адресной, точечной.
Что же тогда остается? Остается бизнес, обеспечивающий сотрудников, остаются индивидуальные предприниматели, которые могли бы зарабатывать на своих идеях и проектах. Но чтобы все это действительно приносило плоды, требуется менять устоявшиеся подходы, отстраняться от ручного управления и контроля над финансовыми потоками. В итоге выбор того, каким именно способом решать проблему падающих доходов населения, становится в России политическим.
комментарии(0)