Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов предложил ограничить полномочия депутатов и сенаторов двумя сроками. Эту инициативу он представил, в частности, в письме спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. Орлов полагает, что это было бы уместно и гармонично, учитывая, что поправки к Конституции РФ запрещают одному и тому же лицу избираться президентом дважды. По мнению политолога, лимит на депутатские и сенаторские каденции повысит эффективность гражданской службы и поможет профилактике коррупции. К тому же это поспособствует появлению в парламенте новых политиков и идей, развитию партий.
Законодатели, конечно, отнеслись к этой идее скептически. Сенатор Андрей Клишас, например, был лаконичен: «Подобного рода письма рассылаются с одной-единственной целью – чтобы кто-то их комментировал». Депутат Вячеслав Лысаков высказался куда более развернуто: «Два срока – это не тот период времени, когда человека надо искусственно ограничивать и убирать, так как самый оптимальный опыт набирается как раз к концу второго срока… Судить депутатов можно по активности, по существованию в публичном пространстве, по тому, как часто к нему обращаются средства массовой информации».
Мотив набора опыта к концу второй каденции совпадает с теми объяснениями, которые давались властью при расширении сроков полномочий парламента и президента до пяти и шести лет. Тогда говорилось, что на первых порах президент или депутат разбираются в обстановке, а там, получается, уже новые выборы? Когда же работать? Впрочем, в последние годы генеральная тема, кажется, сменилась: Владимир Путин по разным поводам и все чаще стал заявлять, что «времени на раскачку нет».
Ссылка на конституционные поправки о президентских сроках выглядит забавно, учитывая, что действующий глава государства фактически может занять кресло в пятый раз в 2024 году. Однако само предложение политолога Орлова симптоматично. В нем система как будто проговаривается. Получается, что депутат или сенатор – не более чем чиновник, винтик в машине. Он засиживается на своем месте, обрастает связями, влиянием. Он часто попадает в парламент по списку, в глаза не видит никаких избирателей, не устанавливает и не поддерживает с ними контакт. Конечно, разумно ограничить такому законодателю срок пребывания у власти.
Однако в нормальной демократической системе депутат и живет немного другой жизнью, и воспринимается несколько иначе. Прежде всего работающая демократия предполагает, что в обществе есть оформленные группы интересов, которые ищут тех, кто может выразить их мнение, отстоять их точку зрения, пролоббировать, если угодно. Они выбирают самого эффективного. Это тендер, в котором участвуют политики и партии. Люди их знают, могут сравнить и оценить.
Если депутат эффективно отстаивает интересы социально-политической группы (или групп), его переизбирают. Неважно, сколько раз. И неважно, новое это лицо или всем хорошо знакомое. Значение имеет только результат – влияние на принимаемые законы. Объем власти любого депутата или сенатора ограничен и контролируем. Если законодатель выходит за эти рамки, если он перестает выполнять волю избирателей, здоровая конкурентная среда просто его съедает. Ей не нужны искусственные ограничения сроков для парламентариев – она сама кого угодно ограничит.
Инициатива ограничить сроки полномочий законодателей не помогает создать здоровую среду. Скорее это попытка угадать потребности элиты – вознаградить мандатами всех лояльных и амбициозных людей, желающих стать политиками. Впрочем, тем, кто столь же лояльно отработал два срока, тоже пришлось бы придумывать новые хорошие места.
комментарии(0)