Графика freepik.com
Канцлер ФРГ Ангела Меркель, возможно, находясь под впечатлением от состоявшейся в Женеве встречи российского и американского президентов, не перестает настаивать на необходимости переговоров ЕС с Россией на высшем уровне. «Отношения между Россией и Евросоюзом сейчас действительно нехорошие, – сказала она, выступая на днях по видеосвязи перед немецкими и французскими парламентариями. – Но и во время холодной войны было общение». По словам Меркель, молчанием таких проблем, как кибератаки, списки «нежелательных организаций», ситуация в Украине и Белоруссии, а также в Сирии, Иране и Ливии, не решить.
Ее совместная с французским президентом Эмманюэлем Макроном инициатива потерпела фиаско на недавнем саммите ЕС из-за опасений Польши и стран Балтии, что приглашение Владимира Путина в Брюссель было бы не только неоправданным подарком, которого он пока не заслужил, но и «неверным сигналом», который мог бы спровоцировать Россию на очередные «деструктивные действия». В качестве альтернативы саммиту стран ЕС решили еще жестче реагировать на «злонамеренные» действия Москвы и составить план новых штрафных мер, включающий экономические санкции. Причем «пока без указания на какие-то «грехи», просто чтоб было про запас», заметил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Пока Меркель собирается обсудить свою инициативу по России с Байденом в середине июля в Вашингтоне, Путин в статье для газеты Zeit выступил «за восстановление всеобъемлющего партнерства с Европой». Впрочем, отказ ЕС от саммита с Россией неизбежно подталкивает Москву к выводу: если не удается договориться с Брюсселем, то надо отдавать приоритет двусторонним отношениям с Берлином, Парижем, Римом и другими европейскими столицами, проявляющими интерес к сотрудничеству.
При этом отношения с Евросоюзом как таковым будут оставаться в состоянии застоя. Тем более что с 2014 года Брюссель последовательно разрушил все без исключения механизмы, существовавшие на основе соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Это и саммиты, которые проводились дважды в год (за 20 лет их состоялось 32), и ежегодные встречи правительства РФ с еврокомиссарами, и проекты по формированию четырех общих пространств, и более 20 секторальных диалогов, и ежегодные заседания Совета партнерства и сотрудничества с участием глав российского МИДа и европейской дипломатии.
Как считают в Москве, еврочиновники интересами конкретных стран-членов совершенно не руководствуются, а проводят политическую линию, идущую вразрез с потребностями подавляющего большинства государств, у которых с Россией сложились давние экономические связи. Италия, Франция и ФРГ теряют больше других от русофобской позиции Евросоюза. Между тем страны ЕС остаются ведущими экономическими партнерами России, на них приходится 38% ее внешней торговли. Фактически ни одна крупная европейская компания с российского рынка не ушла, а постаралась адаптироваться к «новой нормальности».
Тем не менее саммит России и Евросоюза был бы весьма полезен. Когда отношения соседей превращаются в конфронтационные, встречи на высшем уровне позволяют сторонам определиться с взаимными красными линиями. Лишь четко их обозначив, можно прочертить и линии приоритетного сотрудничества. Вот тогда и возникает потребность в разговоре на высшем уровне. После семи лет отчуждения только четкий политический сигнал от лидеров сторон сможет направить в созидательное русло практическую деятельность соответствующих министерств, ведомств, корпораций, общественных организаций, профессиональных сообществ, образовательных учреждений и др.
Созыв саммита ЕС и России был бы еще и сигналом международному сообществу о возможных подвижках в их отношениях – будь то в либерализации визового режима, облегчении санкционного давления, снижении интенсивности информационной войны, вопросах укрепления европейской безопасности или где бы то ни было еще.
комментарии(0)