Фото Фонда Росконгресс\roscongress.org
Макроэкономическая повестка обычно обсуждается в первый день проведения Международного Петербургского экономического форума. Не была исключением и нынешняя дискуссия, в которой ее участники пытались поставить диагноз и спрогнозировать будущее развитие российской экономики. Она носила название «Российская экономика от антикризисной повестки к устойчивому развитию». Соответствовал значению этой темы и состав участников, в числе которых Кристалина Георгиева, директор-распорядитель МВФ, занимающая этот пост с 2019 года, Эльвира Набиуллина, глава российского Центробанка, а также российские министры Антон Силуанов (Министерство финансов), Максим Решетников (Министерство экономического развития) и Максим Орешкин, помощник президента РФ. Как выразился ведущий панели журналист Николай Корженевский, на дискуссионном подиуме присутствовал весь расширенный блок управления российской экономики. Ну, а в зале – ведущие российские предприниматели и «капитаны» промышленности.
Не секрет, что мировая экономика стоит на пороге гигантского поворота, имя которому «зеленая революция». Однако, судя по опросу, проведенному накануне начала работы панели, предположить, что после пандемии главным вопросом мирового и, следовательно, российского экономического развития станет именно зеленая повестка, отважились только 4% присутствующих.
Создается впечатление, что в России явно недооценивают темпы «зеленой революции» и их влияние как на саму страну, так и на ее отношения с внешним миром. Тон дискуссии задала Георгиева, которая считает, что мировая экономика выздоравливает и в текущем году ее ожидает рост в 6%. Риски для российской экономики Георгиева усматривает в числе прочего в том, что весь остальной мир начинает серьезно относиться к климату. Но 4% признающих значение влияния климатической повестки на экономику России, по мнению Георгиевой, − это недопустимо мало.
Тем более что, как отметил Орешкин, зеленая повестка уже существует и ее никто изменить не сможет. Понятно, что России придется отказаться от привычной структуры экспорта, в которой существенную долю занимает сырье, и прежде всего нефть и газ. Видимо, в Кремле отдают себе отчет в этом, поскольку Орешкин и заявил, что спрос на углеводороды в перспективе стагнирует и будет падать. Другой вопрос – и это главное, – как быстро Россия сможет встроиться в изменяющуюся повестку дня, связанную с «зеленой революцией».
Пока, если учитывать рычаги, которыми владеет, например, Минфин, Россия пытается регулировать налоговыми льготами развитие новых отраслей, связанных с защитой климата. С помощью налогов Силуанов попытается побудить крупные сырьевые компании перестроиться с добычи сырья на его переработку.
Более конкретно выступил Решетников, который обозначил конкретные действия российского правительства в складывающихся условиях. Прежде всего закон об ограничении парниковых выбросов уже принят Госдумой. Затем правительство примет примерно 15 нормативных актов, включая верификацию, биржу, подсчет углеродных единиц и т.п. В первом полугодии 2022 года, как выразился министр, «эта конструкция должна заработать». Вторым шагом, по его словам, будут эксперименты в отдельных регионах по достижению цели углеродной нейтральности. Далее – отраслевые инициативы, включая зеленые сертификаты в электроэнергетике.
Вопрос низкоуглеродного развития рассматривается правительством в контексте новой технологической волны. Отсюда темы электромобилей, водорода, возобновляемых источников энергии, распределенной генерации. Общее понимание проблемы очевидно присутствует. Но вот оценка необходимости действовать все еще не на первом плане. Как выразился Силуанов, «время еще есть». Но его остается критически мало.
комментарии(0)