Фото freepik.com
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов сообщил, что представит в ежегодном докладе главе государства предложения по изменению законодательства об уголовном преследовании бизнеса. По его словам, подавляющее большинство предпринимателей опасаются необоснованного возбуждения уголовных дел. В доклад попадут данные опроса Федеральной службы охраны, 80% участников которого признались в страхе попасть под суд ни за что. Как отметил Титов, с 2012 года бизнес-уполномоченные в стране получили более 100 тыс. обращений, из которых более 10 тыс. – жалобы на уголовное преследование, а среди обращений к нему лично их доля превышает 30%.
Бизнес-омбудсмен (и далеко не только он один) из года в год вынужден заниматься одной и той же проблемой. В его прошлогоднем отчете президенту, например, тоже приводились данные опроса ФСО: тогда три четверти респондентов – экспертов и предпринимателей – заявили, что не считают ведение бизнеса в России безопасным и не доверяют правосудию. Главными причинами возбуждения уголовных дел были названы конфликт с конкурентами и личный интерес чиновников и правоохранителей, а наиболее травмирующими действиями – арест банковских счетов, контакты силовиков с контрагентами, изъятие документов, заключение под стражу. 84,2% опрошенных предпринимателей, столкнувшихся с уголовным преследованием, отметили, что в результате их бизнес был полностью или частично разрушен.
Индикатором уровня давления на бизнес считаются статьи Уголовного кодекса о мошенничестве – главный предмет страхов предпринимателей. По данным Генпрокуратуры, в 2020 году по этим статьям было зарегистрировано свыше 335 тыс. преступлений – на 30% больше, чем годом ранее. Далеко не все из них – необоснованное преследование бизнеса. По оценкам, сделанным Институтом проблем правоприменения несколько лет назад, реальное количество уголовных дел, возбуждаемых в связи с преступлениями, которые совершают предприниматели и руководители, находится в диапазоне 5–15 тыс. в год. Хотя реальная статистическая вероятность попасть под силовой пресс, по-видимому, мала, предприниматели ведут себя так, как будто эти шансы очень велики, – откладывают начало новых проектов и избегают инвестиций, которые могут показаться с этой точки зрения рискованными. Проблема не в законодательстве, которое может считаться в целом адекватным, а в правоприменении, считают эксперты: например, по экономическим статьям УК нельзя арестовывать, поэтому предпринимателей «закрывают» как мошенников.
Описанные Титовым настроения в предпринимательской среде сохраняются в РФ по большому счету уже десятилетиями – похоже, это следствие целенаправленной системной политики государства по отношению к бизнесу. Власти безоговорочно доверяют силовикам и сильно не доверяют бизнесу, считая его по определению не слишком порядочным родом деятельности: можно вспомнить прошлогоднее осторожное, но довольно откровенное заявление Владимира Путина о том, что у него есть основания воспринимать бизнесменов как «жуликов». А кроме того, если не держать этих «жуликов» в узде, у них появятся несогласованные политические амбиции, как в 90-е и начале нулевых. Слова премьера Михаила Мишустина о «жадности отдельных производителей», кстати, тоже вписываются в подход, когда «щедрые чиновники» воспринимают бизнесменов как подчиненных, на которых всегда можно найти управу. Справедливости ради стоит добавить, что бизнес привык к таким правилам игры и сам активно ими пользуется, устраняя конкурентов и соперников руками правоохранителей – они часто выходят на авансцену в разгар корпоративных конфликтов, фактически занимая одну из сторон. В таких условиях ожидать скорого изменения ситуации не приходится.
комментарии(0)