Фото Reuters
Очередное обострение палестино-израильского конфликта продемонстрировало кризис посреднических усилий тех международных игроков, которые традиционно считали себя основными медиаторами в этой многолетней проблеме. В ходе состоявшегося в минувшие выходные открытого заседания Совета Безопасности ООН постпред США Линда Томас-Гринфилд заявила, что американская дипломатия готова помочь сторонам противостояния примириться только в случае их желания. Источники израильских СМИ в Нью-Йорке сообщили, что совместное заявление с призывом к еврейскому государству и палестинским формированиям прекратить огонь не было принято Совбезом из-за отказа США, которые заявили: им требуется некоторое время, чтобы все уладить. Однако промедление и неуверенные оценки со стороны их официальных лиц, по-видимому, показывают отсутствие у администрации президента Джозефа Байдена эффективных рычагов воздействия на ситуацию вокруг сектора Газа и Восточного Иерусалима.
Не исключено, что недостаток убедительных мер возник у Белого дома в том числе из-за перемещения палестино-израильского конфликта на периферию его повестки. Байден не скрывал, что не намерен заниматься ближневосточными досье. По крайней мере в том объеме, в котором это делал его предшественник Дональд Трамп, попытавшийся поставить точку в некоторых вопросах вокруг Палестины и эффективно обеспечивший всевозможную поддержку началу открытой коммуникации между Израилем и некоторыми арабскими государствами. По-видимому, в планы администрации Байдена не входило давать конкретные оценки политике Израиля. Иллюстративно то, что для переговоров на Ближний Восток Госдепартамент направил заместителя помощника госсекретаря по делам Израиля и Палестины Хади Амра – лицо, чей опыт и ранг, по словам аналитиков, недостаточны для обозначения позиции США и уж тем более разрешения столь тяжелой фазы вооруженного противостояния между израильтянами и палестинцами.
Характерной чертой нынешнего витка конфронтации стала относительно мягкая линия стран Персидского залива, что, вероятно, стоит записать в перечень заслуг Трампа. Показательно, к примеру, то, что бывший государственный министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Анвар Гаргаш выразил последовательную поддержку принципу «двух государств», осудив Израиль, однако в то же время упрекнул тех, кто пытается капитализировать страдания палестинцев в межарабских спорах. Вероятно, эта часть заявления была адресована Турции, которая выступает одним из основных защитников палестинского народа. За последние дни президент Реджеп Тайип Эрдоган активизировал дипломатические контакты с целью объединить усилия против Израиля и существенно повысил градус риторики. Однако трудно было не заметить, как его нынешние усилия контрастируют с предпринимавшимися Анкарой на протяжении последних месяцев попытками нормализовать контакты с израильтянами и даже восстановить полноценную работу турецкого посольства в Тель-Авиве.
Не исключено, что нынешняя ситуация приведет к постепенному делегированию посреднической роли в палестино-израильском конфликте региональным игрокам. Некоторые из них теперь, в посттрамповскую эпоху, имеют возможность говорить с израильтянами открыто и напрямую. Именно в связи с этим Россия предложила созвать в ближайшее время встречу ближневосточного «квартета посредников» (ООН, ЕС, Россия и США) с подключением ведущих государств региона. Однако ответственность сторон конфликта за свои действия в этих условиях многократно возрастет. Время, когда в боевых действиях будет поставлена точка, зависит исключительно от самих палестинцев и израильтян.
комментарии(0)