Фото Official White House / Adam Schultz
В РПЦ поддержали Джозефа Байдена. В своей очередной телепередаче председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) одобрил действия президента США, обещавшего материальную компенсацию потомкам чернокожих рабов в Америке. В программе прозвучало: Байден назвал рабство первородным грехом Соединенных Штатов. Для обсуждения этой темы со священнослужителем было важно то, что президент-католик объяснил свою позицию в христианском духе.
Ранее Иларион сомневался в том, что Байдена можно назвать христианином, ведь тот поддерживает аборты. На этот раз митрополит согласился с президентом, что рабство – греховное деяние и требует покаяния. В этой телепередаче не обсуждалось признание Байденом геноцида армян. Возможно, потому что она была записана до того, как американский президент сделал свое заявление, возможно – по другой причине. Интересно было бы узнать мнение представителя Московского патриархата еще и по этому поводу, потому что осуждение геноцида – из того же ряда проявлений нравственности в политике, что и покаяние за рабство.
Впрочем, есть критики Байдена, которые считают, что его поступки продиктованы политической целесообразностью, а не этическими нормами. Дескать, признание геноцида сделано для того, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству с Западом, и т.д. Разумеется, и репарации потомкам рабов толкуют в контексте предвыборных обещаний Демпартии, в том числе поддержки движения BLM, которое помогло подточить позиции Дональда Трампа.
Что же такое христианская политика и как она соотносится с нравственным измерением, действительно ли релевантна ему? Ведь и политику Дональда Трампа можно было назвать вполне христианской, когда он поддерживал борцов с абортами и перенес посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. Действия и Байдена, и Трампа совершались в интересах христиан – но только разных христиан, в соответствии с разным пониманием религиозных ценностей.
Подобные противоречия мы видим в отношении христианских идеалов в той политической действительности, в которой пребывает Московский патриархат. Многие верующие с возмущением восприняли письмо Минского митрополита Вениамина (Тупеко) белорусскому оппозиционеру Павлу Северинцу. Митрополит убеждает оппозиционера, что «Христос вне политики», и пишет: «Желаю вам и вашим близким с пользой для души провести время Великого поста!» Многие усмотрели в этих строках цинизм, потому что Северинец находится в заключении. В России ждет решения своей судьбы как священнослужителя протоиерей Андрей Винарский. Он недавно отбыл 20-дневный срок заключения в спецприемнике за участие в несанкционированных акциях протеста. Сразу после приговора его лишили настоятельства в храмах.
В случае с протестующими и даже просто выражающими сочувствие заключенным-оппозиционерам РПЦ подчеркивает, что церковь вне политики. Эта позиция выглядела бы принципиальной и последовательной, если бы за Московским патриархатом не тянулся шлейф поддержки властей в ситуации, когда такая поддержка отвечала интересам РПЦ. Наиболее известный случай, конечно, связан с Pussy Riot. Были в последующем и другие инциденты, когда оппозиция затрагивала церковь, прежде всего при протестах против строительства храмов. Зато церковное руководство не пресекает деятельность радикальных группировок, если они выступают с охранительных позиций.
Кроме многообразия и противоречивости политики, которую при желании можно назвать христианской, следует отметить ее конъюнктурный характер. Даже в высокоморальных деяниях при внимательном рассмотрении удается выявить утилитарный подтекст. Во многих случаях понятие христианской политики сводится к фигуре речи.
комментарии(0)